Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ВОЗМОЖЕН ЛИ "ЗАПАДНЫЙ ЭКСПРОМТ" КИТАЯ?
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 07.05.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 19 (127)

9 апреля -- На Западе существует опасение, что Москва и Пекин рассматривают возможность заключения нового военно-политического союза в ответ на решение НАТО о продвижении на восток.

15 апреля -- Если у кого-то и есть право вмешиваться в дела азиатских стран, то только у Китая, считают пекинские политические эксперты. Но для этого, по их мнению, необходимы две вещи — оружие и надежный тыл. Россия, стремящаяся к стабильности на своем юго- восточном фланге, охотно предоставляет и то, и другое.

19 апреля -- В обстановке напряженности между Китаем и США Пекин намеренно подчеркивает важность визита Ельцина.

23 апреля -- Б.Ельцин назвал российско-китайские отношения конструктивными отношениями партнерства, обращенными в XXI век.

26 апреля -- В Шанхае Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали соглашение о военном сотрудничестве на границе.

-----

Во время визита в Китай Б.Ельцин охотно произносил речи о величии России и Китая. "Нет другой такой пары в мире",- заверял президент РФ китайских друзей. Более того, если 25 апреля в Пекине, говоря о попытках неких сил "доминировать", он не называл имени противника, то на следующий день в Шанхае президент РФ не оставил никаких сомнений в том, что рядом с великой Россией и великим Китаем не найдется места великим США. Увенчалось выступление заявлением о том, что "Россия и Китай едины в создании нового мирового порядка, в котором не было бы претензий кого бы то ни было на монополию в мировых делах". Заявление тем более сенсационное (если, конечно, оно не только предвыборный "бряк" нашего президента), что коренным образом переориентирует вектор российской политики с Запада на Восток. В этом плане чрезвычайно существенным было также подписание пятистороннего договора о границах. И хотя заявления президента не обрели вида внешнеполитической доктрины, разработанной МИДом, попробуем промоделировать новую политику на Востоке, которую должна вести Россия в нынешней непростой ситуации в мире.

Восточная Азия уже не одно десятилетие представляет собой арену соперничества между четырьмя сверхдержавами — США, Россией, Китаем и Японией.

В период "холодной войны" в треугольнике США-СССР-КНР поддерживалось шаткое равновесие, в котором определяющую роль играли главным образом США и СССР. 50-е годы проходили в условиях совпадения идеологических и политических интересов СССР и Китая, и их общие усилия были направлены на противодействие американской политике угроз и давления. Военный союз с СССР был Китаю необходим в силу ограниченности финансовых и технологических ресурсов, серьезных противоречий между развитыми экономическими районами и крайне отсталыми аграрными регионами. С 1965 г. внешнеполитический курс КНР принял жестко антисоветский характер, что уже к середине семидесятых годов привело руководство Пекина к сближению с Вашингтоном на антисоветской основе. Дошло до того, что Китай, трубя на митингах о зловещем американском империализме, на деле в своей реальной геостратегической доктрине перестал рассматривать США в качестве одного из главных противников.

В сегодняшнем новом и меняющемся мире Китаю, который поставил своей целью гегемонию в АТР, вновь понадобился союзник против усиливающегося влияния США в регионе, в качестве такового он избрал пусть и не имеющую мощи прежнего СССР, но все еще великую Россию.

Китай ведет себя сейчас на международной арене как мощный наступательный геоэкономический и геополитический субъект. Перейдя от "изоляционистской" политики Мао на путь "открытия внешнему миру", провозглашенный Дэн Сяопином, Китай весьма своеобразно трактует понятие "открытость". В этом своеобразии трактовки нынешние коммунистические вожди Китая близки по духу китайским императорам эпохи легендарного Хуан ди. Попросту: "твое-мое, а мое-не твое! И все тут! Конечно же, Китай как бы модернизируется, прежде всего экономически, стремительно наращивая потенциал торговой "открытости" (объем внешнего товарооборота за 9 мес 1995 года превысил 197 млрд.$).

Однако, стабилизируя внешнюю торговлю и укрепляя позиции на мировом рынке, Китай мыслит свою наступательность не только как торговый экспансионизм. Прежде всего Китай реализует себя в АТР, проводя так называемую стратегию "трех треугольников", которая предполагает этно-политическое(!) объединение китаеязычных стран региона под эгидой Пекина.

Имеющие давние интересы в тихоокеанской зоне США, конечно, не желают терять завоеванных стратегических и военно-политических позиций, для защиты которых и присутствуют американские силы передового базирования в Японии и Южной Корее. Политическим инструментом своего влияния на Китай США избрали Тайвань — исконную китайскую территорию — формально поддерживая на острове "демократические" движения, а реально используя его как "американский непотопляемый авианосец". Усиливает конфронтацию между двумя странами и постоянная диктовка условий Китаю по вопросу о правах человека, что воспринимается Пекином как прямая попытка вмешаться в его внутренние дела.

В этих условиях Китай поневоле идет на восстановление более тесных контактов с Москвой, подобных тем, что были во времена "общих" песен на тему "русский с китайцем братья навек". Как явствует из документов пекинского центра политических исследований, стратегической целью Китая "является создание нового типа отношений с Россией в качестве противовеса американскому гегемонизму и попыткам США вмешиваться во внутренние дела других стран Азии".

Китай также смотрит на Россию как на источник технологий и оружия. Военная промышленность Китая переживает сейчас процесс модернизации, поэтому Пекин приобретает российские подводные лодки "Кило", закупает усовершенствованные истребители Су-27 и скоро получит при нашей помощи возможность производить их самостоятельно, ведет переговоры о закупке и иной более современной российской военной техники и технологии.

Имея на севере восемь с лишним тысяч километров общей границы с Россией и бывшими советскими среднеазиатскими республиками, Китай, естественно, стремится обеспечить себя политическими гаратиями для развития уже налаженных экономических отношений с государствами Центральной Азии. Поэтому подписание главами пяти стран — Китая, России, Таджикистана, Казахстана и Киргизии — договора о мерах военного доверия на протяжении бывшей советско- китайской границы — еще один шаг Пекина в том же наступательном направлении.

Что касается России, то ее сближение с Китаем пришлось на период разочарования Западом, роста антиамериканских настроений в обществе и порожденной этим робкой попытки поворота политики на Восток. В этой связи назначение на пост главы МИДа специалиста в восточных делах (и, что немаловажно, в разведке) Е.Примакова видится не случайным. Россия демонстрирует НАТО, что в случае его расширения на восток она пойдет на более тесное военно- политическое сотрудничество с другими государствами, в частности, с Китаем. Тем более, что председатель КНР Цзян Цзэминь поддержал Россию в вопросе о расширении НАТО.

Как же отреагировали США на факт сближения России и Китая, учитывая общее мнение аналитиков, что "российско-китайский союз представляет для Европы и Америки проблему, которую не следует недооценивать"? Судя по официальным комментариям, на удивление спокойно. А бывший сотрудник минобороны США А.Рубин даже сказал, что подписание соглашения — полезный шаг для тех, кто заинтересован в мире в этом регионе. Но так ли спокойны американцы, как хотят это показать?

Что касается критикующих позицию Клинтона республиканцев, то, очевидно, нет. В апреле сенатор-республиканец Джесси Хелмс, возглавляющий комитет по иностранным делам, заявил, что "влияние США в Азии неуклонно идет на убыль, гигантские масштабы китайского рынка ослепляют многих и не дают разглядеть китайскую угрозу". В этой связи, новая восточная политика России, осуществляемая Е.Примаковым: установление более тесных отношений с Ираном и Ираком, поддержка Ливии за отмену санкций ООН, продажа ядерных технологий Ирану и Китаю — подтверждает худшие опасения американских республиканцев. Бывший директор отдела политического планирования в госдепартаменте США Питер Родмэн считает, что проводя такую политику Россия показывает, что "в России видна растущая тенденция испробовать свои силы и восстановить свое доминирующее положение наподобие бывшего Советского Союза". Отмечая это, Родмэн призывает "сделать некоторые выводы из такого поведения России". Да и в Европе многие влиятельные фигуры и силы уже заявляют, что "ветер с Востока стал холоднее" и требуют в связи с этим, чтобы "следующий ход сделало НАТО".

Почему же нынешняя администрация США не слышит республиканского набата относительно российской политики на Востоке? Причина, как видится, все в той же избирательной кампании Клинтона, которому пока никакой другой позиции кроме выжидательной, не остается. Впрочем, сразу после выборов в США позиция любой из победивших сторон в отношении России неминуемо станет жестче.

России, сделавшей шаг в верном направлении и, таким образом, восстановливающей свое влияние на Востоке, тем не менее следует опасаться давления сразу с двух сторон. Россия может вернуть себе традиционную роль связующего звена в цепи Восток- Запад, и в этом смысле налаживание отношений с Пекином имеет приоритетный характер. Однако, это означает и конфронтацию — как политическую, так и, что может быть еще важнее, экономическую — с США и европейскими странами, имеющими интересы в АТР. С другой стороны, четко определивший свое место в мире и не сомневающийся в своей способности стать гегемоном в АТР мощно развивающийся Китай (вкупе с соединенными капиталами китайской диаспоры) наглядно демонстрирует сегодня внутриполитическую и экономическую слабость России. Как Китай, так и США реализуют прежде всего свои интересы, и только осмысленная и многофакторная политика поможет России избежать гибельного положения "между молотом и наковальней".

Доктрина движения Китая на юго-восток действительно не опасна для России. Эта доктрина тревожит прежде всего США. Но есть и конкурирующая доктрина "движения на северо-запад". Не напоминает ли в этом смысле 1996 год 1939, когда многим хотелось думать, что цель Германии сделать Атлантический океан "внутренним немецким морем". А чем все кончилось? Резким поворотом, полной сменой геополитических доктрин и геостратегических ориентаций. Такая смена произошла в неслыхано короткие сроки. Что ж, как говорят "любой стремительный эксперимент должен быть хорошо подготовлен".

А то, что у Китая есть в запасе хорошо подготовленный северный эксперимент, вряд ли вызывает сомнения. А раз так, то дружба на этом направлении должна быть хорошо дозирована. Как, впрочем и по всем другим азимутам.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)