Дата публикации: 07.05.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 19 (127) |
9 апреля -- На Западе существует опасение, что Москва и Пекин
рассматривают возможность заключения нового военно-политического
союза в ответ на решение НАТО о продвижении на восток.
15 апреля -- Если у кого-то и есть право вмешиваться в дела
азиатских стран, то только у Китая, считают пекинские политические
эксперты. Но для этого, по их мнению, необходимы две вещи оружие
и надежный тыл. Россия, стремящаяся к стабильности на своем юго-
восточном фланге, охотно предоставляет и то, и другое.
19 апреля -- В обстановке напряженности между Китаем и США
Пекин намеренно подчеркивает важность визита Ельцина.
23 апреля -- Б.Ельцин назвал российско-китайские отношения
конструктивными отношениями партнерства, обращенными в XXI век.
26 апреля -- В Шанхае Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и
Таджикистан подписали соглашение о военном сотрудничестве на
границе.
-----
Во время визита в Китай Б.Ельцин охотно произносил речи о
величии России и Китая. "Нет другой такой пары в мире",- заверял
президент РФ китайских друзей. Более того, если 25 апреля в
Пекине, говоря о попытках неких сил "доминировать", он не называл
имени противника, то на следующий день в Шанхае президент РФ не
оставил никаких сомнений в том, что рядом с великой Россией и
великим Китаем не найдется места великим США. Увенчалось
выступление заявлением о том, что "Россия и Китай едины в создании
нового мирового порядка, в котором не было бы претензий кого бы то
ни было на монополию в мировых делах". Заявление тем более
сенсационное (если, конечно, оно не только предвыборный "бряк"
нашего президента), что коренным образом переориентирует вектор
российской политики с Запада на Восток. В этом плане чрезвычайно
существенным было также подписание пятистороннего договора о
границах. И хотя заявления президента не обрели вида
внешнеполитической доктрины, разработанной МИДом, попробуем
промоделировать новую политику на Востоке, которую должна вести
Россия в нынешней непростой ситуации в мире.
Восточная Азия уже не одно десятилетие представляет собой
арену соперничества между четырьмя сверхдержавами США, Россией,
Китаем и Японией.
В период "холодной войны" в треугольнике США-СССР-КНР
поддерживалось шаткое равновесие, в котором определяющую роль
играли главным образом США и СССР. 50-е годы проходили в условиях
совпадения идеологических и политических интересов СССР и Китая, и
их общие усилия были направлены на противодействие американской
политике угроз и давления. Военный союз с СССР был Китаю необходим
в силу ограниченности финансовых и технологических ресурсов,
серьезных противоречий между развитыми экономическими районами и
крайне отсталыми аграрными регионами. С 1965 г. внешнеполитический
курс КНР принял жестко антисоветский характер, что уже к середине
семидесятых годов привело руководство Пекина к сближению с
Вашингтоном на антисоветской основе. Дошло до того, что Китай,
трубя на митингах о зловещем американском империализме, на деле в
своей реальной геостратегической доктрине перестал рассматривать
США в качестве одного из главных противников.
В сегодняшнем новом и меняющемся мире Китаю, который
поставил своей целью гегемонию в АТР, вновь понадобился союзник
против усиливающегося влияния США в регионе, в качестве такового
он избрал пусть и не имеющую мощи прежнего СССР, но все еще
великую Россию.
Китай ведет себя сейчас на международной арене как мощный
наступательный геоэкономический и геополитический субъект. Перейдя
от "изоляционистской" политики Мао на путь "открытия внешнему
миру", провозглашенный Дэн Сяопином, Китай весьма своеобразно
трактует понятие "открытость". В этом своеобразии трактовки
нынешние коммунистические вожди Китая близки по духу китайским
императорам эпохи легендарного Хуан ди. Попросту: "твое-мое, а
мое-не твое! И все тут! Конечно же, Китай как бы модернизируется,
прежде всего экономически, стремительно наращивая потенциал
торговой "открытости" (объем внешнего товарооборота за 9 мес 1995
года превысил 197 млрд.$).
Однако, стабилизируя внешнюю торговлю и укрепляя позиции на
мировом рынке, Китай мыслит свою наступательность не только как
торговый экспансионизм. Прежде всего Китай реализует себя в АТР,
проводя так называемую стратегию "трех треугольников", которая
предполагает этно-политическое(!) объединение китаеязычных стран
региона под эгидой Пекина.
Имеющие давние интересы в тихоокеанской зоне США, конечно,
не желают терять завоеванных стратегических и военно-политических
позиций, для защиты которых и присутствуют американские силы
передового базирования в Японии и Южной Корее. Политическим
инструментом своего влияния на Китай США избрали Тайвань исконную китайскую территорию формально поддерживая на острове
"демократические" движения, а реально используя его как
"американский непотопляемый авианосец". Усиливает конфронтацию
между двумя странами и постоянная диктовка условий Китаю по
вопросу о правах человека, что воспринимается Пекином как прямая
попытка вмешаться в его внутренние дела.
В этих условиях Китай поневоле идет на восстановление
более тесных контактов с Москвой, подобных тем, что были во
времена "общих" песен на тему "русский с китайцем братья навек".
Как явствует из документов пекинского центра политических
исследований, стратегической целью Китая "является создание нового
типа отношений с Россией в качестве противовеса американскому
гегемонизму и попыткам США вмешиваться во внутренние дела других
стран Азии".
Китай также смотрит на Россию как на источник технологий и
оружия. Военная промышленность Китая переживает сейчас процесс
модернизации, поэтому Пекин приобретает российские подводные лодки
"Кило", закупает усовершенствованные истребители Су-27 и скоро
получит при нашей помощи возможность производить их
самостоятельно, ведет переговоры о закупке и иной более
современной российской военной техники и технологии.
Имея на севере восемь с лишним тысяч километров общей границы
с Россией и бывшими советскими среднеазиатскими республиками,
Китай, естественно, стремится обеспечить себя политическими
гаратиями для развития уже налаженных экономических отношений с
государствами Центральной Азии. Поэтому подписание главами пяти
стран Китая, России, Таджикистана, Казахстана и Киргизии договора о мерах военного доверия на протяжении бывшей советско-
китайской границы еще один шаг Пекина в том же наступательном
направлении.
Что касается России, то ее сближение с Китаем пришлось на
период разочарования Западом, роста антиамериканских настроений в
обществе и порожденной этим робкой попытки поворота политики на
Восток. В этой связи назначение на пост главы МИДа специалиста в
восточных делах (и, что немаловажно, в разведке) Е.Примакова
видится не случайным. Россия демонстрирует НАТО, что в случае его
расширения на восток она пойдет на более тесное военно-
политическое сотрудничество с другими государствами, в частности,
с Китаем. Тем более, что председатель КНР Цзян Цзэминь поддержал
Россию в вопросе о расширении НАТО.
Как же отреагировали США на факт сближения России и Китая,
учитывая общее мнение аналитиков, что "российско-китайский союз
представляет для Европы и Америки проблему, которую не следует
недооценивать"? Судя по официальным комментариям, на удивление
спокойно. А бывший сотрудник минобороны США А.Рубин даже сказал,
что подписание соглашения полезный шаг для тех, кто
заинтересован в мире в этом регионе. Но так ли спокойны
американцы, как хотят это показать?
Что касается критикующих позицию Клинтона республиканцев,
то, очевидно, нет. В апреле сенатор-республиканец Джесси Хелмс,
возглавляющий комитет по иностранным делам, заявил, что "влияние
США в Азии неуклонно идет на убыль, гигантские масштабы китайского
рынка ослепляют многих и не дают разглядеть китайскую угрозу". В
этой связи, новая восточная политика России, осуществляемая
Е.Примаковым: установление более тесных отношений с Ираном и
Ираком, поддержка Ливии за отмену санкций ООН, продажа ядерных
технологий Ирану и Китаю подтверждает худшие опасения
американских республиканцев. Бывший директор отдела политического
планирования в госдепартаменте США Питер Родмэн считает, что
проводя такую политику Россия показывает, что "в России видна
растущая тенденция испробовать свои силы и восстановить свое
доминирующее положение наподобие бывшего Советского Союза".
Отмечая это, Родмэн призывает "сделать некоторые выводы из такого
поведения России". Да и в Европе многие влиятельные фигуры и силы
уже заявляют, что "ветер с Востока стал холоднее" и требуют в
связи с этим, чтобы "следующий ход сделало НАТО".
Почему же нынешняя администрация США не слышит
республиканского набата относительно российской политики на
Востоке? Причина, как видится, все в той же избирательной кампании
Клинтона, которому пока никакой другой позиции кроме
выжидательной, не остается. Впрочем, сразу после выборов в США
позиция любой из победивших сторон в отношении России неминуемо
станет жестче.
России, сделавшей шаг в верном направлении и, таким
образом, восстановливающей свое влияние на Востоке, тем не менее
следует опасаться давления сразу с двух сторон. Россия может
вернуть себе традиционную роль связующего звена в цепи Восток-
Запад, и в этом смысле налаживание отношений с Пекином имеет
приоритетный характер. Однако, это означает и конфронтацию как
политическую, так и, что может быть еще важнее, экономическую с
США и европейскими странами, имеющими интересы в АТР. С другой
стороны, четко определивший свое место в мире и не сомневающийся в
своей способности стать гегемоном в АТР мощно развивающийся Китай
(вкупе с соединенными капиталами китайской диаспоры) наглядно
демонстрирует сегодня внутриполитическую и экономическую слабость
России. Как Китай, так и США реализуют прежде всего свои интересы,
и только осмысленная и многофакторная политика поможет России
избежать гибельного положения "между молотом и наковальней".
Доктрина движения Китая на юго-восток действительно не опасна
для России. Эта доктрина тревожит прежде всего США. Но есть и
конкурирующая доктрина "движения на северо-запад". Не напоминает
ли в этом смысле 1996 год 1939, когда многим хотелось думать, что
цель Германии сделать Атлантический океан "внутренним немецким
морем". А чем все кончилось? Резким поворотом, полной сменой
геополитических доктрин и геостратегических ориентаций. Такая
смена произошла в неслыхано короткие сроки. Что ж, как говорят
"любой стремительный эксперимент должен быть хорошо подготовлен".
А то, что у Китая есть в запасе хорошо подготовленный
северный эксперимент, вряд ли вызывает сомнения. А раз так, то
дружба на этом направлении должна быть хорошо дозирована. Как,
впрочем и по всем другим азимутам.
|