Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЕВРО-АЗИАТСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 05.05.1997
Источник: "Завтра"
No: 18(179)




17 апреля — премьер-министр Киргизии А.Джумагулов в Киеве встретился с П.Лазаренко.
22-24 апреля — В ходе визита по Закавказью А.Акаев посетил Армению, Грузию, Азербайджан.
28 апреля — Правительства Китая и республик Центральной Азии обнародовали проект объединения железнодорожных систем на участке Кашгар(Китай) — Ош(Киргизия) — Андижан (Узбекистан). Против проекта выступили Казахстан и Россиия.
—Э.Шеварднадзе прилетел в Стамбул на конференцию "Новые возможности в черноморском регионе".

В период конца зимы — начала весны 1997 года всеобщее внимание к себе приковывали идущие на Кавказе и в Закавказье процессы, нефтяные и политические договоренности Грузии и Азербайджана между собой и их вместе — с Украиной. Всем памятны украинские визиты в Тбилиси и Баку и поездки Шеварднадзе и Алиева в Киев, проекты транспортировки каспийской нефти через Грузию и Украину, а также активное строительство этими тремя государствами отношений с НАТО. Это стало центральным, но отнюдь не единственным узлом в процессе выстраивания государствами — членами СНГ — взаимоотношений мимо России и изменения самого лица СНГ.
Дело в том, что хоть и менее броско и резко, но не менее значимо и по той же узнаваемой схеме, почти параллельно с процессом закавказским шел процесс центрально-азиатский. В нем, в отличие от кавказского, нефтяные договоренности играют вторые роли, а основой для соглашений становится транспортный проект трансевразийской магистрали (или возрождаемого "Великого шелкового пути"), а место общекавказской интеграции занимает центрально-азиатский союз. Началось с того, что в январе этого года во время бишкекской встречи лидеров Казахстана, Узбекистана и Киргизии место председателя в центрально-азиатском союзе перешло от Казахстана к Киргизии, которая вслед за этим немедленно взяла на себя ведущую роль в выстраивании союза под проект трансазиатской магистрали.
А международный масштаб этого проекта постепенно становится сопоставимым с масштабом каспийских нефтяных консорциумов, что ясно демонстрируют несколько обстоятельств. В начале февраля в Ташкенте состоялась встреча руководителей железнодорожных компаний республик Центральной Азии и Кавказа с обсуждением проекта "ТРАСЕКА", разработанного Комиссией Европейского Союза. Проект предполагает строительство автомобильных и железнодорожных магистралей, которые свяжут Азию, Кавказ и Европу в единую транспортную систему. Показателен высокий уровень этого совещания транспортных компаний, в котором приняли участие эксперты Комиссии Евросоюза, представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития.
Это совещание подготовило еще более крупную и значимую встречу, начатую в Ташкенте 25 апреля, а затем продолженную в киргизском Оше, на которой уже присутствовали представители 18 стран (в том числе Китая, Японии, Пакистана, Ирана и Центральной Азии), и где обсуждались конкретные соглашения по проектированию, строительству и совместной эксплуатации железнодорожной линии Андижан — Ош — Кашгар (китайская провинция Синцзян). Эта линия сейчас является стержнем грандиозного плана соединения на перспективу железнодорожных путей Европы — с азиатскими — с присоединением транскитайской железнодорожной магистрали до Шанхая. Понятно, что одновременно с передачей роли председателя в центрально-азиатском союзе (о чем было заявлено в январе). Казахстан теряет, передавая Киргизии, и роль центрального звена в евроазиатских коммуникациях, что уже сейчас заставило его резко выступить против строительства дороги Ош-Кашгар.
Теперь главным перекрестком глобальной транспортной сети становится Киргизия. Отсюда начнется реконструкция "Великого Шелкового пути", поддержанная не только Евросоюзом, Китаем и крупнейшими банками, но и правительством Японии, которое вместе с Азиатским банком развития выделяет на строительство участка Ош — Кашгар кредит в 140 млн. долларов. Этот разовый кредит — только часть массированной японской экономической экспансии, осуществляемой Токио в республиках бывшего СССР. В 1996г. японская "Сумитомо Корпорейшен" инвестировала 10млн. долл. на реконструкцию Таш-Кумырского завода полупроводников в Киргизии, имеющего стратегическое значение; кроме того, идут инвестиции в строительство аэропорта и финансирование золотодобычи в республике. В Туркмении японские инвестиции идут на восстановление комбината по производству полимеров. В Узбекистане — на финансирование легкой и текстильной промышленности, химии и нефтехимии и др.
Следует добавить, что Узбекистан является основным союзником Киргизии по транспортному проекту, на который выходит китайско-киргизская линия. Причем узбекский участок Ташкент-Самарканд уже модернизируется германской "Сименс", которая одновременно планирует окончить к середине этого года узбекский участок Трансазиатско-европейской телекоммуникационной магистрали (ТАЕ). При этом оборудование поставляет "Сименс" в счет кредита правительства Германии. Грандиозность телекоммуникационного проекта не уступает транспортному: линия ТАЕ должна пройти через 14 стран и соединить Франкфурт-на-Майне с Шанхаем.
Наиболее активно входят в центрально-азиатское пространство Германия и Япония. Германия работает над узбекским участком дороги, а Япония над киргизским и — образно выражаясь, на этой магистрали германский и японский "паровозы" встретятся в Ферганской долине. Все это — на фоне сопоставимо крупных германских и японских финансовых вложений в Центральную Азию.
Европейское направление протягиваемых путей не считается единственным. Предполагается, что Киргизия и Узбекистан должны соединить китайско-среднеазиатскую часть пути, во-первых, с крупными стальными магистралями бывшего СССР, а во-вторых, с новой открытой в прошлом году линией через Туркмению и Иран до Персидского залива через Мешхед. Но в период между двумя ташкентскими совещаниями произошли события, показывающие, что сегодняшние интересы и симпатии Киргизии направлены совершенно в другое, очень знакомое нам русло. И еще раз подчеркнем, что все произошло по уже известному кавказскому канону.
Первым тактом стали одновременные высокие визиты в Киев 17 и 18 апреля, где места закавказских союзников (Грузии и Азербайджана) заняли центрально-азиатские союзники (Киргизия и Узбекистан). Правда, визиты проходили на уровне глав правительств, а не президентов, но от этого не были менее результативными. Так, узбекскому премьеру Уткиру Султанову глава украинского правительства Лазаренко заявил в Киеве о готовности Украины присоединиться к четырехстороннему соглашению между Узбекистаном, Азербайджаном, Грузией и Туркменией и — о готовности к координации деятельности железнодорожного транспорта (к этому соглашению со 2 апреля присоединилась и Киргизия). Он заявил также о необходимости тесного украино-узбекского сотрудничества в создании транспортных магистралей от Черного моря в Центральную Азию.
Далее, на следующий день во время визита киргизского премьера А.Джумагулова им с П.Лазаренко подписаны соглашения о сотрудничестве в трех областях: военно-технической, финансово-промышленной и электроэнергетической. Это подписание сопровождалось заявлением Кучмы о том, что Украина придает отношениям с Киргизией "приоритетное значение". Приоритетное значение Средней Азии для внешнеполитической деятельности Украины подтверждает и достигнутая (в дни киевских киргизско-украинских встреч) в Ашхабаде договоренность о поставках туркменского газа на Украину, "минуя посреднические услуги" (читай — Россию).
Второй такт — поездка с 22 по 24 апреля по странам Закавказья президента Киргизии Акаева, начатая в Армении, продолженная в Грузии и оконченная в Азербайджане. В Грузии основной темой переговоров Акаева и Шеварднадзе стала идея "Великого Шелкового пути" — как указывалось, "сердцевина политической и экономической программы" Шеварднадзе, избравшего для Грузии роль передаточного звена между Центральной Азией и Европой. Визит Акаева в Тбилиси имел фоном проходящую там конференцию по проектам интеграции транспортных сетей в странах Черного моря и Центральной Азии в общеевропейскую транспортную систему. И если в Ташкенте подобные встречи еще проводились на уровне железнодорожных компаний и представителей стран, то тбилисская взяла выше, собрав министров транспорта стран-членов Черноморского экономического сотрудничества "БИСЕК" и Евразийского транспортного коридора "ТРАСЕКА". Тот же самый вопрос о Евразийском коридоре обсуждался Акаевым и в Баку, где он после встречи с Алиевым подчеркнул родство азербайджанского и киргизского народов, "двух ветвей общетюркского древа".
В целом следует отметить не только содержательность серии этих визитов, но и их плотность — все украино — закавказско — центрально-азиатские встречи и соглашения состоялись в рамках только одной недели — с 17 по 24 апреля. Для России эта договорная гонка уже имеет прямое следствие — отложенную 23 апреля киргизским парламентом ратификацию договора о таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, что мотивируется опасением Киргизии потерять помощь стран-доноров (прежде всего США) при сближении с российско-белорусским Союзом.
Следующий "канонический" вопрос евроазиатского транспортного взаимодействия — военно-технический, тоже знакомый по Закавказью. И он точно также делится на несколько уровней:
—взаимодействие стран СНГ (подписанные в марте документы о сотрудничестве Узбекистана и Грузии в военно-технической области и намерения Украины взять на себя ремонт узбекской военной техники);
—взаимодействие одной из стран центрально-азиатского союза с одной из стран НАТО, точно повторяющее военное взаимодействие Азербайджана и Турции. Речь идет о развивающемся военном сотрудничестве Германии с Узбекистаном, который, по заявлению вице-спикера бундестага, "является главным партнером Германии в Центральной Азии". Уже сейчас германский бундесвер приступил к программе обучения в Германии танкистов, артиллеристов, офицеров ПВО, занимающих должности до заместителя министра обороны включительно (последнее впечатляет особенно). Более того, в перспективе предполагается обслуживание узбекской авиации (МиГ-29) прикомандированными офицерами бундесвера.
—и наконец, последняя необходимая часть всей евро-центрально-азиатской транспортной кампании — турне Х.Соланы по странам Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан) и расширение зоны влияния НАТО до китайской границы. Симптоматично и приглашение Соланой Киргизии и Узбекистана в Мадрид, и проведение в сентябре на территории Узбекистана и Казахстана учений "Туркестан-97" при участии НАТО и совместного киргизо-казахо-узбекского миротворческого батальона (так называемого "Центразбата"). И, подобно Азербайджану в Закавказском регионе, в Центральной Азии основным сторонником НАТО является Узбекистан, единственный из четырех членов центрально-азиатского союза, поддержавший расширение НАТО на Восток, в то время как остальные призвали учитывать мнение России.
Последнее можно считать наиболее существенным отличием политики государств Центральной Азии от стран Закавказья в отношении России, поскольку все центрально-азиатские государства сегодня признают для себя необходимость сохранения связей с Россией, в чем не последнюю роль играет, конечно, угроза с юга. Хотя нужно признать, что и в этом вопросе не все они едины, учитывая обвинения генерала Дустума в адрес Туркменбаши в помощи талибам в расчете на выход туркменских энергоносителей к морю через Афганистан и Пакистан. С другой стороны, та же Туркмения активно участвует в программах экономического сотрудничества с Арменией и Ираном, в котором предусматривается создание единой транспортной компании и энергосистемы и прокладка единого газопровода.
И если "ТРАСЕКА" отсекает от своей магистральной линии и Казахстан, и Россию, то присоединение, например, к экономической оси Ереван-Тегеран-Ашхабад Москвы считает вероятным и естественным иранский министр иностранных дел Велаяти. Этот союз также опирается на идею "Великого шелкового пути", понимая под этим южные ветки: действующую туркмено-иранскую Теджен-Мешхед, строящиеся внутрииранские Керман-Захедан и Бафк-Мешхед. Этот путь станет одной из тем встречи стран-участников Организации экономического сотрудничества (ЭКО) 13 мая в Ашхабаде, где планируется обсуждение декларации "О развитии транспортной и коммуникационной инфраструктуры и сети трансконтинентальных трубопроводов в регионе ЭКО" (десяти мусульманских стран).
Этот проект способен в перспективе составить некоторую конкуренцию Евро-азиатскому транспортному коридору, но не следует ожидать, что проект затормозит его выстраивание. В стремительной политической проработке Евро-азиатского коридора, где счет идет на недели, уже наступает новый этап, на днях провозглашенный Шеварднадзе в Стамбуле на конференции "Новые возможности в Черноморском регионе". Шеварднадзе заявил, что между странами Европы, Кавказа и Центральной Азии постепенно формируется договорно-правовая база, которая в недалеком будущем превратит этот ареал в единую транспортно-экономическую систему Восток-Запад и Север-Юг. И черноморское пространство является в этой системе необходимым звеном.
Что касается Китая — одного из главных инициаторов Кашгар-Ош-Андижанского проекта, можно сказать, что ему выгодны все далекостоящие пути (пойдут ли они через Иран или Азербайджан), но ему абсолютно не безразлично развитие железнодорожной инфраструктуры на своей территории ( в Синьцзяне) и пограничных с ней территориях (Казахстане и Киргизии), и здесь — чем больше, тем лучше. Наличие разветвленных трансазиатских путей в Синьцзяне облегчит китайское управление исламским районом и сведет к минимуму угрозу остаться один на один с набирающими силу пантюркистскими и исламистскими настроениями.
Каково место России в этой новой выстраиваемой общеевразийскими усилиями транспортно-коммуникационной системе? И есть ли оно, это место? Совершенно ясно, что Россия в этой системе в качестве звена в нынешнем своем виде и со своими нынешними амбициями неудобна. Скорее, можно предположить подключение в каком-то качестве к северной части большой евро-азиатской магистрали откалываемых от России частей — например, Северного Кавказа, Чечни (постоянно твердящей об намерении войти в каспийский нефтяной консорциум), Юга России, Поволжья.
Есть и другое значительное неудобство для складывающейся евразийской системы — это давно вызывающее раздражение присутствие США в стратегически важных точках континента. Замыкание линий типа Франкфурт-Шанхай неизбежно повлечет за собой начало выдавливания из Евразии Соединенных Штатов.
Можно ли надеяься, что процесс этого членения России и оттеснения США не превратит "Великий шелковый путь" в зону военных конфликтов, не сравнимых с нынешними? А иначе — для чего все военные приготовления? И не добавится ли к уже привычному всем понятию "нефтяная война" новое — "вооруженное транспортное противостояние"?

М.ДМИТРИЕВ, М.ПОДКОПАЕВА




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)