Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

СТАНЦИЯ ГОНКОНГ, ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ!
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 30.06.1997
Источник: "Завтра"
No: 26(187)




1 июля — В соответствии с соглашением между Китаем и Великобританией на территории Гонконга утверждается Гонконгский (Сянганский) специальный административный район КНР (ГОАР).

В Пекинском университете создана компьютерная игра, в которой за основу взяты "опиумные войны" XIX века — лишь одна из многих игр на патриотические темы, которые с возвращением Гонконга в КНР приобретают все большую популярность. Участок земли в Кантоне, где в 1839 году Линь Цзесюй сжег английский опиум (что стало началом "опиумных" войн XIX века) стал местом настоящего паломничества.
Итог этих войн для Китая общеизвестен. В 1842 г. Гонконг (Сянган) перешел в вечное владение Британской короны, в 1862 г. та же участь постигла полуостров Коулун и еще 235 мелких островов — так называемые "новые" территории. В 1898 году подписан договор, по которому Англия получила право на аренду Гонконга сроком на 99 лет.
С образованием в 1949 году КНР коммунистическое правительство, понимая опасность полной политической и экономической блокады со стороны Запада, оставляет статус-кво капиталистического Гонконга как единственного "окна" во внешний мир, и даже всеми силами старается оградить остров от внутриполитических катаклизмов, занимается его жизнеобеспечением, ни на минуту не переставая считать Гонконг неотъемлемой частью Китая.
Утверждают, что инициатором нынешнего возвращения Гонконга КНР был вовсе не Китай, а... как ни странно, его главный конкурент США, которые к концу 70-х четко определили свое место как лидера в АТР. Для США присутствие в АТР мощного английского флота было совсем некстати. С другой стороны, вхождение капиталистического Гонконга в плановую экономику Китая, по замыслу западных режиссеров, должно было размыть коммунистический режим КНР.
С приходом к власти Дэн Сяопина и реализацией политики экономических реформ и "открытости" миру гонконгская проблема с новой остротой всплыла в китайско-британских отношениях. В 1982 году в Пекин прибывает М.Тэтчер. На встрече с Дэн Сяопином "железная" леди... оступается (буквально), что незамедлительно трактуется китайцами как знак свыше. Дэн заявляет, что Гонконг — исконно китайская земля, и торг здесь неуместен. В 1984 году подписана декларация, по которой Великобритания обязуется возвратить Гонконг КНР 1 июля 1997 года, и в действие вступает схема "одна страна — две системы".
Однако после событий 1989 г. на Тяньаньмэнь и ликвидации в 1991 году СССР Запад начинает как бы "отрабатывать назад". Озвучивается мысль о том, что правительство Дэна вряд ли продержится до 1997 года... Назначенный британским премьером Мейджером новый губернатор Гонконга К.Паттен отказывается сотрудничать с китайской стороной и "в целях спасения демократии" предлагает всеобщие выборы в Законодательный совет с минимальным участием Пекина (что, по сути, является попыткой восстановить колониальное правление). Но набранная инерция политического процесса оказывается непреодолимой, и в декабре 1996 года комитет выборщиков из 400 гонконгцев, составленный под контролем Пекина, избирает главой администрации ОАРС судовладельца Тун Чжихуа, чью фирму "Ориент оверсиз интернейшнл" в конце 70-х спас от банкротства Китай, предоставив льготный кредит в 120 млн. долларов. Хотя Запад назвал выборы "подставными", кандидат устроил всех — и Пекин, и Лондон, и Вашингтон, и... Тайвань, для которого прежде всего и предназначался план "одна страна — две системы".
Миллиардер, владелец крупнейшей в мире судоходной компании, уроженец Шанхая с личными связями на уровне президента США и премьера Великобритании, обязанный Пекину за помощь, — Тун вдобавок имеет прочные связи с Тайванем. Муж сестры Туна — председатель тайваньского комитета по делам материка, а штаб-квартира "Ориент оверсиз интернешнл" долго находилась в Тайбэе, что должно послужить присоединению Тайваня к КНР.
30 июня Британия оставила свою последнюю колонию, но всеми силами пытается показать, что не утрачивает интересы в Гонконге. С января 1997 года воды Тихого океана бороздит оперативная группа кораблей британских ВМС — крупнейшая за последние годы демонстрация морской мощи Великобритании.
Но и США явно не устраивает столь радикальный китайский успех. Бойкот празднований поддержала Олбрайт, а Клинтон призвал найти "неэкономические меры воздействия на Китай". Среди упомянутых мер расширение радиовещания "Голоса Америки" и Радио "Свободная Азия" на Китай плюс финансовая поддержка китайских диссидентов и продемократических движений.
В КНР есть поговорка: "Шэньчжень учится у Гонконга, Гуандун — у Шэньчженя, а вся страна у Гуандуна". Гонконгский капитал составляет 65% потока зарубежных инвестиций, хлынувших в Китай с конца 70-х годов. Из 223 тыс. СП в КНР две трети приходятся на гонконгские. Только в провинции Гуандун на СП работает более 3 млн. китайцев. По объему сделок на валютных рынках мира Гонконг занимает шестое место после Лондона, Нью-Йорка, Токио, Цюриха и Сингапура. По объему инвестиций в США Гонконг уступает только Японии, а по объему торговли с США — только КНР.
С другой стороны, Гонконг сам стал центром финансовых операций и путем выхода на мировой рынок корпораций КНР. Управляемые с материка торговые и инвестиционные компании, такие, как "Чайна мерчентс", "Чайна рисорсис", "КИТИК пасифик" и "Бэнк оф Чайна", непосредственно или через свои филиалы контролируют около 20% банковских вкладов Гонконга. Поговаривают о сотнях нелегально действующих китайских фирм и компаний, функционирующих на территории Гонконга и имеющих мощные выходы на мировые рынки. Заметим, что даже с уходом из жизни патриарха китайских реформ гонконгские аналитики подчеркивают сохранение феноменально высоких котировок акций компаний, контролируемых кланом Дэна.
Гонконг сохраняет роль "ворот в КНР" для китайской диаспоры, которая с большим вниманием встретила известие о воссоединении китайских земель. Не случайно, когда в конце 70-х Китай начал политику реформ и "открытости", его первыми экономическими партнерами стали зарубежные китайцы. Первые экономические зоны (Гуандун, Шэньчжень) были специально ориентированы на Гонконг и Тайвань. За годы реформ китайская диаспора вложила в страну своих предков больше капиталов, чем США, Европа и Япония вместе взятые.
Китайские анклавы серьезно влияют на мировую экономику. Их ВВП составил в 1996 году 480 млрд. долл. (60% от ВВП КНР). При этом китайские общины в странах Азии полностью используют в деловых связях присущую им этническую, земляческую, клановую солидарность, занимая главенствующее положение в экономике и порой проникая на высшие этажи политической власти. В Индонезии 3,5 млн. китайцев владеют 73% частного капитала. Бывшая британская колония Малайзия, дабы не допустить паритета малайской и китайской общин, была вынуждена отторгнуть от себя самую богатую часть — Сингапур, преимущественно населенный китайцами. Любопытно, что самая большая китайская община находится не в Азии, а... в США: 13 млн. этнических китайцев. Эксперты прогнозируют: "китайское присутствие" в США будет быстро расширяться. Высказывается и мнение, что "бегство капиталов" из Гонконга в преддверии его возвращения в КНР — на деле планомерная политика КНР по внешнеэкономической экспансии. Что же касается Гонконга и Тайваня, то они давно превратились в "азиатских" тигров на поводке Поднебесной, причем "тигров", сосредоточивших, наряду с Малайзией, Сингапуром и Ю.Кореей, около 60% мирового инвестиционного капитала. И то, что в Гонконге в предпраздничные дни продавалась статуэтка "тигр, обнимающий Земной шар" — очень символично. Напомним, что в стратегию "Большого Китая" входит, кроме КНР, Гонконга и Тайваня, еще и бывшая португальская колония Макао, которая в 1999 г. также вернется в Китай. И уже сейчас обсуждается проект крупнейшего в мире порта, который протянется от Макао до Сянгана на 100 км.
Несмотря на политические разногласия и отказ тайваньского правительства принять идею "одна страна — две системы", воссоединение страны не может не волновать патриотов китайской нации. В январе Тайвань и Китай заключили первое с 1949 года соглашение — о восстановлении прямого морского сообщения через Тайваньский пролив. Пекин ведет переговоры о создании совместного с Тайванем банка, который станет вторым по величине банком КНР.
А то, что "три" Китая, как иногда называют Китай, Тайвань и Гонконг, уже выступают как единое целое и на политической арене, наглядно демонстрирует пример с попыткой японцев высадиться на островах Спратли в Южно-Китайском море. Тайваньская крайне правая "Патриотическая лига борьбы с коммунизмом", два десятилетия противостоявшая континентальному Китаю, призвала Пекин "обратить жерла орудий" против "общего врага" — Японии.
По оценкам экспертов Всемирного банка, соединение ресурсов Китая, Тайваня, Гонконга и Макао позволит экономической зоне "Большого Китая" стать четвертым полюсом роста мировой экономики, наряду с США, Западной Европой и Японией, а по объему внешней торговли превзойти Японию. Его ВМС смогут контролировать наиболее важные морские коммуникации региона, и уже сегодня термин "Большой Китай" обсуждается на Западе в том же тревожном ключе, что и идеи "Великой Германии" и японской "Великой сферы сопроцветания Восточной Азии".
От воссоединения с Гонконгом, кроме внешнеполитических и экономических результатов, пекинское руководство надеется получить и внутриполитические дивиденды. После смерти Дэна развернулась борьба за его наследство, кульминацией которой станет XV съезд КПК, уже называемый судьбоносным. Поговаривают, что на этом съезде Ц.Цзэминь попытается реанимировать пост председателя партии, который занимал Мао и упразднил Дэн. Титул "собирателя китайских земель" (вполне созвучно с "великим кормчим" или "архитектором реформ") может сыграть на руку нынешнему руководителю КНР как в тактическом, так и стратегическом планах.
Россия не может оставаться в стороне от подобных процессов в АТР, тем более, что азиатский капитал уже ведет массированное наступление на республики бывшего СССР. В этом смысле подписанное в апреле этого года в Москве российско-китайское соглашение о стратегическом партнерстве, регулярные вояжи наших лидеров в страны Азии, последняя поездка премьера в Китай, где зафиксирован ряд экономических соглашений (проект "Три ущелья", строительство газопровода из Иркутска в КНР), — говорят о том, что российские политические и экономические круги начинают понимать значение для России выхода на Китайский рынок и рынки АТР. Эксперты отмечают, что в последнюю российскую делегацию в Китай было включено резко большее, чем когда бы то ни было ранее, количество представителей российских финансовых кругов. В сентябре в Москве должно состояться годовое собрание Ассоциации банков Азии, где лидирующее положение занимает Тайвань. По известным (хотя и проблематичным) оценкам экспертов, объемы инвестиций азиатских банков в Россию якобы могут составить в ближайшие 2 года около (!) 1 трлн. долларов.
Позитивы стратегического партнерства с Китаем сегодня очевидны для многих. Но есть и подводные камни. Партнерство требует сопоставимой мощи тех, кто его реализует. Стремительный рост Китая на фоне российского упадка легко может привести к такому соотношению сил, при котором РФ окажется слабым партнером Китая. И тогда все плюсы стратегического партнерства превращаются в минусы, а само стратегическое партнерство — в фактическую колонизацию РФ Китаем. А это — такая "штука", по отношению к которой все "прелести" расширения НАТО окажутся "детским лепетом".
Сильная Россия и сильный Китай нужны и полезны друг другу. Слабая Россия — пища для "китайского дракона". Сумеют ли политики России нащупать грань между одним и другим? Чувство меры, увы, никогда не было сильной стороной нашего менталитета. В отличие от китайского. А без умения придерживаться золотой середины мы в нынешнем состоянии легко можем попасть в ситуацию более чем двусмысленную. Тем более, что сам Китай, понося на словах Запад и американский империализм, на деле умеет строить с этими "злыми силами" весьма эффективные отношения.
М. ДМИТРИЕВ




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)