Дата публикации: 29.07.1997 Источник: "Завтра" No: 30 (191) |
9 июля Пномпень полностью контролируется войсками Хун Сена.
10 июля Министры иностранных дел АСЕАН решили отложить прием в ассоциацию Камбоджи после произведенного там переворота.
21 июля Хун Сен отверг посредничество АСЕАН, заявив, что оно представляют собой вмешательство во внутренние дела Камбоджи.
27 июля объявлено о приеме в АСЕАН Лаоса.
Последний месяц поставил под сомнение все победы, достигнутые Западом в Камбодже в 90-х годах. Тогда в ходе крупномасштабной операции ООН, в которой участвовало более 20 тысяч военнослужащих из 34 стран, было остановлено длившееся 10 лет кровопролитие. В 1991 году решением Парижской конференции удалось создать в Камбодже "уникальную" политическую ситуацию два (!) премьер-министра в лице принца Ранариддха (сына короля Н.Сианука) и экс-коммуниста Хун Сена. Плюс непримиримые "красные кхмеры" во главе с Пол Потом и Йенг Сари, которые не признали искусственное ООНовское правительство и взяли под контроль северо-западные районы страны. Сложился некий политический треугольник, стабильность которого уже тогда была поставлена под сомнение.
В начале июля 1997 года это "триединство" было нарушено и повлекло за собой кровопролитные бои между подразделениями камбоджийской армии, поддерживающей Народную партию Камбоджи (НПК) Хун Сена, и сторонниками Ранариддха.
Прямым поводом к столкновениям стало событие, в котором, казалось бы, были заинтересованы обе стороны коалиционного правительства: окончательный раскол "красных кхмеров", начавшийся еще летом 1996 года. Тогда ближайший соратник Пол Пота Йенг Сари не только решил выйти из политической игры, но и взял контроль над "ключами" к финансовому благополучию "красных кхмеров" рубиновыми рудниками Пайлина и плантациями каучуковых деревьев в Пхноммалая.
В Пномпене сразу объявили, что 3 тысячи боевиков "красных кхмеров" перешли на сторону правительства, а командирам присвоили генеральские звания камбоджийской армии. Затем фракция Йенг Сари заявила о намерении легально участвовать в политической жизни страны. В конце октября 1996 года Йенг Сари не только получил королевское помилование, но и добился мирного сосуществования с правительством и де-факто автономии контролируемых им районов.
В середине июля этого года подпольное радио "красных кхмеров" сначала объявило Пол Пота "предателем", а затем сообщило о его аресте и готовности выдать диктатора правительству. А номинальный лидер оставшихся с Пол Потом непримиримых Кхиеу Самфан высказал намерение прекратить вооруженную борьбу против Пномпеня и в союзе с роялистами (ФУНСИНПЕК) участвовать во всеобщих выборах 1998 года.
Одновременно появились слухи, что Пол Пот не только не отстранен от руководства "красными кхмерами", но и активно действует. А вся история с его "арестом" ловкий трюк, дабы помочь Ранариддху легализовать полпотовцев в качестве "защитников трона и демократии". Монархисты и "красные кхмеры" получили возможность легально "дружить" против экс-коммунистов и поставили под сомнение победу Хун Сена на всеобщих выборах 1998 года.
Масла в огонь добавила попытка принца Сиривута, бывшего главы МИДа Камбоджи, вернуться на родину. В 1995 году он из-за участия в попытке покушения на Хун Сена эмигрировал во Францию. В мае 97-го совершено очередное покушение на Хун Сена, который обвинил в этом роялистов и примкнувших к ним "красных кхмеров". В ответ Хун Сену инкриминировали организацию кровавой атаки в Пномпене против сторонников оппозиционной партии "Кхмерская нация".
Ситуация развивалась по сценариям голливудских боевиков. НПК, используя внутренние противоречия в ФУНСИНПЕК, заручилась поддержкой высокопоставленных роялистов, проявлявших недовольство Ранариддхом. В апреле группа депутатов-роялистов, поддерживаемая НПК, открыто выступила против первого премьера, обвинила его в "некомпетентности" и потребовала отставки, а 1 июня Ранариддх был исключен из партии. Руководители оппозиционных принцу фракций ФУНСИНПЕК договорились с НПК о проведении 28 июля голосования по выдвижению единого кандидата от правящей коалиции на пост первого премьер-министра (вместо Ранариддха). НПК впервые получила большинство в парламенте (ранее у ФУНСИНПЕК было 58 мест против 51 у НПК). Первый премьер обвинил второго в инспирировании раскола в ФУНСИНПЕК и назвал случившееся "подлинным государственным переворотом". Это стало сигналом для бегства роялистов из страны. 5 июля Пномпень оказался под контролем вооруженных формирований НПК. Хун Сен назвал боевые действия подавлением сопротивления "красных кхмеров", стянутых в столицу по приказу Ранариддха.
Не успели затихнуть трехдневные сражения в столице, как со стороны Запада последовали санкции. Япония крупнейший инвестор Камбоджи (к началу 1997 года предоставила Пномпеню 400 млн.$) прекратила инвестиции. США решили "отказаться от словесного маневрирования и полностью прекратить любую американскую помощь этому государству", более того, направили в зону Сиамского залива военные корабли. Госсекретарь США М.Олбрайт отказалась от посещения Камбоджи в связи "с опасностью для ее жизни", а представитель госдепартамента Пикеринг сумел уговорить послов АСЕАН приостановить (по крайней мере до декабря) намеченное на 23 июля принятие Камбоджи в эту организацию.
Ранариддх в Вашингтоне заявил, что "только немедленное вмешательство международного сообщества во главе США может спасти демократию", сообщил о намерении создать альтернативное правительство во втором по величине городе страны Баттанбанге и получил полную поддержку США. К 25 июля военные формирования Ранариддха провели наступление на северо-западе страны и продвинулись на юг, оттеснив силы Хун Сена.
Ситуация в Камбодже превращается в широкомасштабную гражданскую войну с привлечением внешних сил. Подобное в истории страны уже было. Десятилетняя гражданская война 19791989 гг. была инспирирована именно США. Тогда против Народно-революционной партии Хун Сена (нынешнего премьера) была сколочена коалиция в лице монархической ФУНСИНПЕК, Народного фронта национального освобождения кхмеров (НФНОК) и партии "красных кхмеров" Пол Пота.
Нынешний кризис в Камбодже для США один из поводов взять реванш за стремительно перехватываемое Китаем лидерство в регионе. Но, поставив на Ранариддха, США попали в весьма пикантную ситуацию. Объявив о создании международного трибунала для предания суду Пол Пота за геноцид против собственного народа, на деле Вашингтон поддержал "красных кхмеров". Американские "стратеги" настолько заигрались, что оказались в роли незваного гостя, из-за визита которого расписание торжеств менять не собираются. На сообщение о неприбытии Олбрайт Хун Сен заявил, что "это ее проблемы".
Такая уверенность Хун Сена имеет под собой основания. Париж, кровно заинтересованный в восстановлении своих позиций в Индокитае (с 1884-го по 1949 год Камбоджа была колонией Франции), решил тоже поиграть в "геополитического подкидного". Франция пока не открывает все свои козыри, но уже ясно, что главная ставка вовсе не на Ранариддха (хотя ему и не отказано в убежище). Представители Ширака прибыли не в Вашингтон, а в Пекин, где вместе с Китаем уговаривали короля Сианука (согласившегося, кстати, с отставкой Ранариддха за связь с "кхмерами") вернуться на родину и провести новые выборы.
Китай, как никто, имел все основания активно вмешаться в ситуацию в Камбодже, так как имеет там не только давние и очень прочные экономические связи, но и поддерживал "красных кхмеров", переправляя им в джунгли оружие. Кроме того, Пекин, можно сказать, стал вторым домом короля Сианука, пребывающего там и сейчас на лечении. Если же учесть, что Хун Сена считают "провьетнамским" политиком (в 1979 году он пришел к власти при военной поддержке Ханоя) и поговаривают, что нынешние события произошли не без помощи Вьетнама, то у Пекина были все основания поддержать Ранариддха, ну хотя бы как сына Сианука. А камбоджийская проблема уже приводила к обострению китайско-вьетнамских двусторонних отношений: в 1979 году в ответ на ввод вьетнамских войск в Камбоджу китайские войска атаковали северовьетнамские провинции.
Однако позиция Китая напоминает поведение хорошо пообедавшего тигра (1 июля он получил долгожданный Гонконг), который, пребывая в обманчивой сладостной дреме, в любой момент готов совершить прыжок. В тот момент, когда Хун Сен обвинил Тайвань в том, что тот поставляет оружие Ранариддху, а американские корабли двинулись с Окинавы к берегам Камбоджи, Китай провел военные учения в Тайваньском проливе (по оценкам экспертов крупнейшие с 1964 года), явно адресованные США.
Кроме того, практически в тот же день, когда Сианук в Пекине согласился с другой кандидатурой на пост премьера от ФУНСИПЕК (вместо принца Ранариддха), Пекин со всей восточной помпезностью встретил генсека компартии Вьетнама До Мыоя. Относительно событий в Камбодже были высказаны надежды на то, что там пройдут "законные и всенародные" выборы. Вопрос только в том, что каждая из сторон подразумевает под "законными и всенародными".
Сегодня АСЕАН пока пошли на поводу у США. Но временное приостановление принятия Камбоджи в АСЕАН воспринимается скорее как тактический шаг, связанный со сложной внутриполитической ситуацией в этой стране. Более того, председательствующая в АСЕАН Малайзия отметила стремление Хун Сена к проведению "честных и свободных выборов", предложила свою помощь в их организации и заявила, что не отказывается от приема Камбоджи в ассоциацию после нормализации внутриполитической обстановки. То, что уступка США временная, хорошо демонстрирует недавнее "отфутболивание" Вашингтона по подобному же вопросу, но в связи с Мьянмой. Нынешний АСЕАН претендует на место одного из крупнейших не только экономических, но и политических "игроков" в АТР наряду с Китаем, США и Японией. И один из пунктов на этом пути превращение "семерки" (как называют АСЕАН после вступления в нее в 1995 году Вьетнама) в "десятку", когда к ней присоединятся Камбоджа, Лаос и Мьянма. А это уже полумиллиардное население со стремительно развивающейся экономикой. О росте геостратегического значения АСЕАН говорит желание Австралии, Новой Зеландии и России войти в эту организацию.
Россия довольно осторожно высказывается относительно ситуации в Камбодже, однако недавно в связи с этим произошел забавно-скандальный эпизод. Некто Оскар Шварц от имени ИТАР-ТАСС через Интернет сообщил, что Пол Пот попросил политического убежища в Швеции. Кому и зачем понадобилось невротизировать российский МИД и дискредитировать российское информагентство, пользующееся авторитетом в мире, в компетенции соответствующих служб. Но если говорить о проблеме серьезно, то очевидно, что Россия не может стоять в стороне от азиатско-тихоокеанских проблем, если не хочет окончательно потерять здесь все, что приобретено за десятилетия.
Включению России в этот процесс мешает не только ее объективная ослабленность. Бытует миф о том, что после победы США в Третьей мировой войне против СССР никому-де "ничего не светит" и нечего вмешиваться! Это, конечно, миф. Но миф, овладевший сознанием незрелой элиты, становится материальной силой. Загипнотизированная псевдомонополярностью, Россия непростительно теряет время для самоопределения в пространстве острейшей многоуровневой сшибки. Самый острый (пока) эпизод этой сшибки нынешняя Камбоджа. Казалось бы, о каком монополярном мире можно говорить, видя перед собой этот пример? Но мифы живут своей жизнью, вне жестокой реальности. Хочется верить, что эта "псевдожизнь" на исходе.
|