Дата публикации: 30.09.1997 Источник: "Завтра" No: 39(200) |
10 сентября Бывший первый секретарь пекинского горкома КПК Чэнь Ситун, обвиняемый в коррупции, исключен из КПК.
16 сентября На XV съезде компартии Цзян Цзэминь объявил о модернизации армии.
12-18 сентября Прошел XV съезд КПК.
1 октября 48-я годовщина образования КHР.
Еще до того, как в 221г. до р.Х. император Цинь Ши-Хуанди объединил некогда раздробленную на уделы страну и выстроил Великую Китайскую стену, летопись благодатных и трагических событий китайской истории описывалась хронистами в метафорах "весны" и "осени". И уже тогда, в соответствии с конфуцианскими идеями, теория государственного управления Китая основывалась, как следует из древних летописей, на трех главных моментах: на личности правителя (преемника небесных императоров), на законах и на определении "каждому своего места". А когда один из этих "моментов" нарушался наступала "осень" и гибель Империи. На протяжении столетий китайское государство пережило множество "весен и осеней" именно в смысле смерти и возрождения Поднебесной.
Стоит ли удивляться, что в этих же метафорах постоянно описываются события в жизни нового (после образования в 1949 году КНР) Китая 1997 года: смерть Дэн Сяопина, воссоединение Гонконга с КНР, наконец, последний XV съезд КПК и предстоящее 1 октября празднование 48-й годовщины образования КНР?
Смерть Дэна обострила и без того яростную внутрипартийную борьбу за наследство "патриарха", грозящую накануне "судьбоносного" (как его назвали сами китайцы) съезда из-за кулис вылиться на публичную сцену политической жизни страны. Китаю предрекали "беспорядки и хаос" с далеко идущими последствиями.
Первым после смерти Дэна шоком для партийного руководства стало появление петиции Чжао Цзыяна (который был смещен Дэн Сяопином с поста генсека ЦК ЦПК в 1989 году). Опальный Чжао поставил в вину КПК две ошибки: силовое урегулирование кризисной ситуации 89-ого года, и возложение основных полномочий "на ключевую фигуру", что "противоречит учениям Дэна, Мао и Ленина". Одновременно с этим председатель ВСНП Цяо Ши и глава Народного политического консультативного совета Ли Жуйхуань выступили за возврат идеи политической реформы, высказанной Дэном еще 80-м году.
Подобные выступления не могли быть восприняты руководством КПК иначе как прямая угроза партии и лично Ц.Цзэминю, который на съезде планировал вернуть пост председателя партии. Однако... традиционных для Китая гонений не последовало. Мало того, было дано распоряжение "повысить уровень медицинского обслуживания" тяжелобольного Цзыяна. Почему? Смерть Цзыяна (горячо любимого и воспринимаемого народом, как жертва внутрипартийной борьбы) могла привести к рецидиву "великой смуты" апреля 89-го, как после смерти другого экс-секретаря Ху Яобана. Столь блестящий "политико-медицинский" ход нынешнего руководителя КНР объясняют продуманной работой так называемой "шанхайской фракции" Ц.Цзэминя, которая после XV съезда прочно укрепилась в высшем эшелоне. В числе других, не менее блестящих, идей советников Цзяна кампания изоляции сторонников Чжао, а также наведение мостов с "фракцией Коммунистического союза молодежи Китая" последователями Ху Яобана.
Другим способом блокирования активности оппонентов стала так называемая кампания по борьбе с коррупцией, в том числе в высших эшелонах власти. По китайскому телевидению регулярно транслировались наказания преступников. Буквально в преддверии съезда был исключен из КПК бывший первый секретарь пекинского горкома КПК Чэнь Ситун человек Дэна, ратовавший за силовое решение кризиса 89-го года. А "дело" Чэня назвали "проверкой" решимости Цзяня. Подчеркнем, что "борьба с разложением в партии" традиционный прием, с которого в Китае начинались все новые правления. Пример тому открытие "нового политического времени" Дэн Сяопином в форме процесса над "бандой четырех" ближайших соратников Мао.
Однако в Китае при любых политических поворотах главное преемственность. Задолго до съезда официальные СМИ тиражировали фразу, сказанную Цзяном на траурном митинге по усопшему "патриарху": "Мы должны настаивать на углублении реформы политической и других систем". В августе в Сингапуре Ли Пэн заявил, что XV съезд КПК "наметит значительные изменения в реформировании Китая, движении к открытости и модернизации на путях строительства
|