Реальная политика последних месяцев внесла
существенные коррективы в идеальные геополитические конструкции, выстраиваемые
новым правительством Германии к моменту прихода во власть в октябре 1998 года.
Широко афишированная командой Шредера ориентация на Англию подразумевала
активное привлечение "скептика Евросоюза" к процессу евроинтеграции,
который с введением в 1999 году новый валюты обещал перейти на более высокий
уровень. К тому же финансово объединенная Европа со своей "евро"
готовила себя к сражениям с долларовой Америкой, и перетащить на свою сторону
крупного союзника, эксплуатируя принцип общих "новых
социал-демократических и лейбористских ценностей", было для
"розово-зеленого" правительства Германии целью заманчивой. И уже во
время первого после выборов зарубежного визита во Францию Шредер заявляет идею
союза в рамках "политического треугольника" Бонн-Париж-Лондон.
Английская ориентация правительства Шредера вызвала,
мягко говоря, большое беспокойство в рядах правых партий Германии (ХДС, ХСС) и
французских правых во главе с президентом Шираком. Еще бы! Была подвергнута
сомнению фундаментальная позиция концепции Евросоюза франко-германские
отношения, на которых в 1962 году выстраивали интеграционную политику де Голль
и Аденауэр. На ось Бонн-Париж делал ставку и Г.Коль за 16 лет своего
канцлерства. Для чего понадобилось разбавлять крепкий франко-германский
"политический коктейль" английской составляющей? Тайна такой
"кухни" находится скорее всего не в сферах различных
"идеологических построений", а в более приземленной среде.
И одной из причин данной рокировки, несомненно,
является прикрытый шантаж Франции и желание потеснить ее на поле контроля за
финансовыми потоками в рамках реформирующегося и расширяющегося Евросоюза. Тем
более, что конфликты в отношениях между Германией и Францией, возникающие в
ходе подковерной борьбы за рычаги управления финансово-денежной политикой ЕС,
выплескивались наружу неоднократно.
В результате этой борьбы Германии удалось
существенно укрепить свои позиции Европейский центральный банк разместился во
Франкфурте-на-Майне. Президент Бундесбанка Г.Титмайер прямо заявил, что
"марка и федеральный банк в решающей степени определили основную конструкцию
Валютного союза и "евро". Единственно "слабым местом"
Германии оставалась система контроля
(Еврокомиссия никому не подотчетна в расходовании средств ЕС), при
том, что более половины бюджета ЕС вносится немецкими налогоплатильщиками.
Правительство "розово-зеленых" решительно стало наводить здесь
порядок. На смену тихим закулисным переговорам Г.Коля о ревизии общей системы
евробюджетных платежей пришли жесткие заявления Шредера на двусторонних
встречах и заседаниях ЕС.
Параллельно
Германия инициирует громкий скандал о неэффективных растратах бюджетных средств
ЕС. На протяжении последних нескольких лет фиксировались огромные суммы
"неоправданных перерасходов" Еврокомиссии на целевые программы.
Осенью 1998 года, в преддверии своего председательства в ЕС (с 01.01.99),
правительство Германии "дало отмашку" беспрецендентной кампании.
Счетная палата ЕС, возглавляемая германским представителем Б.Фридманном,
подготовила доклад о коррупции среди членов Еврокомиссии, ведущих программу
ТАСИС помощь России, Украине, Литве, Болгарии, Словакии и Венгрии в
совершенствовании реакторов АЭС. До поступления доклада в Европарламент из него
в журнале "Шпигель" были опубликованы самые скандальные места: из 1,5
миллиардов марок, отпущенных на программу, при почти нулевой эффективности
работы, по назначению была использована лишь треть суммы.
Большинство коррупционеров оказались приближенными
комиссара ЕС по делам науки и образования (в ведении которого и находится
программа ТАСИС), француженки Эдит Крессон, занимавшей ответственные посты в
правительстве Миттерана. Нецелевые растраты были обнаружены и в другом
финансовом проекте ЕС "Эко", связанного с гуманитарной помощью
странам бывшего соцлагеря. Общая сумма перерасходов в 1998 году составила 5
миллиардов марок. Крессон сразу заявила, что "мутит воду" главный
донор ЕС Германия, чтобы на волне "коррупционного скандала"
изменить практику распределения субсидий в бюджете Евросоюза. Сразу добиться
этого правительству Шредера не удалось, но был достигнут очень важный для него
результат согласие на создание независимого арбитража, способного
контролировать Еврокомиссию.
Но это лишь небольшая часть германской
"политической кухни". Заявляя свою английскую ориентацию,
правительство Шредера прорабатывает и другую очень важную компоненту
"новой Европы" ее систему безопасности. (Что это за капитал,
который не умеет себя защитить?!) Надо сказать, что при абсолютном бездействии
созданного в 1955 году Западноевропейского союза (ЗЕС) как считалось тогда,
инструмента безопасности "Старого континента", в Европе
стремительно развивалась военно-промышленная кооперация. При многочисленных
завязках на континенте правительство Шредера в нескольких крупных проектах
сделало ставку на ВПК Великобритании, опять-таки в ущерб франко-германскому сотрудничеству.
Вероятно, этот жест (среди прочих) и сделал Лондон более чутким к
геополитическим новациям германских социал-демократов и сговорчивым в вопросах
переориентации "всего комплекса проблем европейской обороны на
промышленные возможности стран ЕС".
На ноябрьской сессии Совета министров стран ЗЕС в
Риме, где были одобрены идеи создания Европейского агентства вооружений и целенаправленной бюджетной
поддержки национальных ВПК, Т.Блэр впервые заявил, что Великобритания
"снимает свое вето с европейской оборонной политики". В принятой
тогда же "Римской декларации" зафиксированы основные пункты новой
концепции европейской безопасности, которые окончательно дорабатываются к
юбилейному апрельскому 1999-го года саммиту НАТО. По инициативе Франции,
Германии и Италии принято положение о трансформации ЗЕС в некое
"агентство" Евросоюза, имеющее собственные "силы быстрого
реагирования" для самостоятельного разрешения кризисов и осуществления
миротворческих операций на "Старом континенте". Высказано пожелание
провести серию встреч с натовскими верхами с тем, чтобы договориться об
использовании структур НАТО для "европейских операций".
Здесь же, в Риме, Германия первый раз "сломала
зуб" о крепкий "англосаксонский орешек". Сняв табу на участие в
строительстве "европейской обороны", Англия отстаивала свою трактовку
роли ЗЕС в новых условиях. По заявлению Т.Блэра, все военные операции
по-прежнему должны находиться в компетенции НАТО, а европейцы образуют в рамках
альянса своего рода пул, отстаивающий их общую позицию. В блоке создаются два
полюса европейский и американский при возрастании роли Западной Европы.
Похоже, что здесь германские иллюзии по поводу
"лейбористско-социал-демократического братства" начали слегка
рассеиваться. Еще большему испытанию эти иллюзии подверглись при ознакомлении с
Программой совершенствования стратегической концепции Североатлантического
блока "НАТО в XXI веке", предъявленной в ноябре США на 44-ой
сессии Североатлантической Ассамблеи. Среди обновленных принципов деятельности
альянса возникло "право НАТО осуществлять военные операции, в том числе за
пределами зоны ответственности блока, без резолюций ООН и ОБСЕ"!
Великобритания была одной из первых, кто поддержал нововведение не только
теоретически, но и практически, что ярко подтвердили бомбовые удары по Ираку.
Своей программой поднятия статуса НАТО, которая также должна быть принята на
апрельском саммите 1999-го года, США явно пытались упредить неизбежное
изменение роли ЗЕС на фоне еще большего сплочения Европы с момента введения единой
валюты.
Германия усмотрела в этом шаге посягательство на
права Большой Европы и решила "дать бой", пойдя на беспрецендентный
шаг. Надо сказать, что чувство вины за вторую мировую войну очень долго мешало
Германии активно выявляться на военно-политическом поле. Подспудную борьбу с
американским монополизмом в делах НАТО вела в основном Франция. Лишь в 1996-ом
году Германия Г.Коля присоединилась к лозунгу "европеизации НАТО".
Правительство Шредера сразу повело себя более свободно, призывая покончить со
"старыми комплексами". Более того, оно выступило фактически с
альтернативной концепцией НАТО в XXI веке.
Опираясь на принятую при создании "розово-зеленой" коалиции
программу, где одним из пунктов значится "обязательство добиваться мира
без ядерного оружия", глава МИД ФРГ Й.Фишер выступил с инициативой: после
окончания "холодной войны" НАТО может отказаться от ядра своей
стратегической доктрины права превентивного ядерного удара. Для Германии, не
обладающей ядерным оружием, это означало бы умаление роли "ядерного
фактора" в деле разрешения конфликтов в горячих регионах и,
соответственно, повышение ее политического статуса на европейском военном поле.
Почти от всех членов блока (кроме Канады) Германия получила резкую негативную реакцию
за "легкомысленные выходки". Более того, к декабрьской сессии
министров обороны стран НАТО США подготовили специальный доклад о роли ядерного
оружия в обеспечении безопасности стран альянса. Но и этим все не закончилось.
На встрече в Потсдаме Ж.Ширак достаточно ясно дал понять Шредеру, что Париж не
только отклоняет ядерную инициативу Бонна, но и намерен впредь обсуждать эту
проблематику исключительно на уровне НАТО. Франция также отвергла требования
"зеленых" Германии о сворачивании ядерно-энергетических программ,
способные нанести огромный ущерб тесной атомной кооперации двух стран.
Демонстративно отвернувшись от Бонна, буквально
через пару дней Ж.Ширак подписывает с Т.Блэром "Декларацию Сен-Мало",
где говорится, по сути, о создании единой системы обороны Западной Европы, но с
небольшим нюансом. Подписывая документ, британский премьер заявил: "Мы
являемся двумя ядерными державами, и общепринято, что именно мы представляем
собой основу союзных европейских вооруженных сил". Еще более конкретно
высказался в Париже министр обороны Великобритании Д.Робертсон: " Ни
Комиссия ЕС в Брюсселе, ни Европарламент в Страсбурге не должны определять
политику в области европейской обороны. "Ядерная солидарность"
оказалась посильнее идеологических конструкций
германских социал-демократов. Становится очевидно, что ось Париж-Лондон
скорее всего не "дружба с", а знак "дружбы против" против
военных амбиций Германии. Правительство Шредера жестко поставили на место,
ясно очертив границы его "геополитической
компетенции".
Получив второй раз "по зубам" от потенциального
союзника, германские политики ушли в уже хорошо освоенную ими область
финансового стратегического проектирования и сделали на днях крупный ход. По
инициативе Бонна 11 стран "зоны евро" потребовали участия своего
представителя в совещаниях "семерки". Фактически была предприняла
попытка получить для новой "сверхдержавы" в лице Большой Европы новые
финансово-экономические возможности. А если учесть, что к участникам встреч
предлагалось добавить представителя страны, председательствующей в "зоне
евро", то речь шла о получении этих возможностей в первую очередь для
Германии. Против инициативы выступили США, Канада и Япония, но европейцы
надеются получить до первой в этом году февральской встречи "семерки"
право полноправного участия в работе G-7 главы
Центрального европейского банка и представителя Еврокомиссии.
Похоже, что германское правительство перешло в
Европе от построения хрупких геополитических конструкций к созданию более
приземленных и надежных геоэкономических моделей. А для геополитики избраны
другие направления. И вряд ли следует считать случайным недавний намек Шредера
на то, что экономическая помощь России может обсуждаться лишь в контексте
"выработки новой внешнеполитическо-экономической стратегии взаимоотношений
между Европой и Россией".
Поэтому уже сейчас нам не лишне задуматься: какие
здесь могут быть предложены нашей стране "стратегические
возможности", и по какой цене. И не окажется ли, что другие
геополитические интересанты, и прежде всего США и Китай, уже очень скоро станут
ожесточенно торговаться с Германией за эти возможности на российский территории
и за наш счет?