Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КТО ТАМ ШАГАЕТ ЛЕВОЙ?... ПРАВОЙ!
Автор(ы): Э. Крюков
Дата публикации: 02.06.1998
Источник: Газета "Правда"
No: 100 (27921)

Три основные силы конкурируют друг с другом на всем постсоциалистическом пространстве, включая бывший соцлагерь, бывший СССР и нынешнюю Россия. Эти силы таковы:

Первая — настоящие правые, буржуазные националисты. Применительно к нашей российской реальности это резко улучшенный, окультуренный Жириновский. Или (тоже с рядом натяжек) Лужков.

Вторая — либералы. Их иногда путают с правыми. Но это неверно. Либералы – ударная сила реформ. И в каждой из постсоциалистических стран есть свой Гайдар (Чубайс, Явлинский и т.д.).

Третья — реставрационщики (в большей или меньшей степени осовремененные, приведенные к западному стандарту). Это партии, фокусирующие импульсы ностальгии по социалистическому прошлому. Чем более целесообразным считается задействование этих импульсов в той или иной стране, тем сильнее цивилизуют данную реставрационную силу. Так рождаются социалисты, социал-демократы. Но под этими наклейками речь идет о самых умелых "прежних". О наших улучшенных "Зюгановых". И об ожиданиях, с ними связанных.

Как играют на поле, где перемещаются эти главные "фигуры"? 

Вариантов игры несколько. Можно долго "давить на либеральную педаль" и пугать реставрационщиками, как это делают у нас. Можно, напротив, сколотить либерально-левый блок из улучшенных реставрационщиков и либералов и как можно дольше плыть в этой лодке. Можно, наконец, объединять правых и реставрационщиков и противопоставлять их либералам (у нас это было бы возможно, если бы Зюганов уступил лидерство Лужкову).

Но в любой из этих комбинаций важно одно: кто возьмет на себя издержки реформ, и кто воспользуется их плодами. Ибо даже в самых благополучных постсоциалистических странах силы, проводившие реформы, вынуждены уступать тем, кто "стоял в очереди" и не связан с кармой реформ. А это везде, в действительности — правые!

И вот тут-то четко прослеживается главная цель игроков. Для одних цель в том, чтобы десинхронизировать приход сил, стоящих в очереди, не позволить одновременно прийти к финишу тем, кто ждет своего часа. Ибо синхронизация означает объединение Европы. И объединение под правым флагом — то есть под флагом Германии. Десинхронизация — инструмент США. Для других, напротив, цель – синхронизировать приход стоящих в очереди сил и обеспечить объединение под правым германским флагом.

То, как остро разворачивается эта игра, показали последние парламентские выборы в Венгрии. Результаты II тура, прошедшего 24 мая, оказались для большинства аналитиков полной неожиданностью. Победу одержал правоцентристский Союз молодых демократов — Венгерская гражданская партия (СМД-ВГП), получив 148 депутатских мест из 386; правящая Венгерская социалистическая партия (ВСП) оказалась второй — 134 мандата. Резко укрепили позиции правые партии.

С одной стороны, в руках у социалистов за четыре года правления накопилось немало "козырных" карт. В результате реформ коалиционного правительства Д.Хорна Венгрия опередила по макроэкономическим показателям другие посткоммунистические государства. Удалось почти наполовину — до 11 млрд долл — сократить внешний долг страны, погасить задолженность перед МВФ. Подписаны важные договоры со Словакией и Румынией. Венгрия — среди первоочередников на вступление в НАТО и ЕС.

Но, видимо, на результат выборов повлияли те немалые издержки, которые накопились во время "реформаторского цикла". Традиционно обещая "социально-направленную политику", социалисты понимали, что без проведения "шоковой терапии" Венгрии в "новую Европу" дороги нет. Правительство Д.Хорна начало проводить экономические преобразования более радикально, нежели его предшественники. На 3 года замораживается рост зарплат и пенсий, что привело к их реальному обесцениванию на 15-18%. Прекращаются дотации в сферы здравоохранения и образования. Начинается массовое закрытие обанкротившихся предприятий.

Одновременно для привлечения капиталов в страну создаются специальные льготы для инвесторов. К 1998 году Венгрия "забирает" половину всех иностранных инвестиций, предназначенных для стран ЦВЕ (свыше 17 млрд. долларов), среди которых резко нарастает доля США. В результате политики "быстрой приватизации", начатой кабинетом Д.Хорна в 1995 году, почти все ведущие банки, многие электростанции, значительная часть промышленных предприятий и недвижимости были скуплены иностранными фирмами. Более 70% растущего экспорта уже состоит из продукции предприятий, которыми владеют иностранцы. Основной "ударной силой" венгерской экономики стали филиалы ТНК — "Дженерал электрик", "Дженерал моторс", "Судзуки" и др. Положение в промышленности несколько стабилизировалось, начался экономический рост.

Но экономический подъём ощущался преимущественно в западной части страны и в пригородах Будапешта. Инвестиции не достигали малых городов и села, где сосредоточена основная электоральная база правоцентристов и правых. Правая оппозиция организовала и возглавила протест против непопулярных мер правящей коалиции (ВСП и либерального Союза свободных демократов). Поводов было предостаточно: "провал реформ здравоохранения и образования", резкое обострение криминогенной обстановки, непопулярная пенсионная реформа. Своеобразной пробой сил накануне парламентских выборов стало выступление оппозиции осенью 1997 года против попытки правительства Хорна решить вопрос о продаже иностранцам сельхозугодий. Правые организовали мощные манифестации и настояли на проведении референдума по этому вопросу.

Главной темой, на которой оппозиция наживала политический капитал в течение всего реформаторства социалистов, была "распродажа Венгрии под иностранным флагом". Очень удачно её эксплуатировал лидер СМД—ВГП В.Орбан. Он еще в 1989 году на базе столичных вузов создал первую в Венгрии легальную антикоммунистическую молодёжную организацию (СМД), первым публично потребовал вывода из страны советских войск. Первоначально СМД (другое название ФИДЕС, от латинского "доверие") создавался как прозападное (но и сугубо правое!) движение. На выборах 1990 и 1994гг. молодые демократы едва переступали 5%-ный барьер, но продолжали развиваться за счёт мелких партий. Одно время Хорн даже "заигрывал" с фидесовцами, "подкупал" их назначениями на министерские посты. В 1995 году СМД был переименован в ФИДЕС — Венгерскую гражданскую партию (ФИДЕС-ВГП) и начал выявляться более активно.  Орбан дополнил программу националистическими лозунгами и стал резко критиковать политику кабинета Хорна. Фидесовцы начали переговоры с разными партиями, создавая общий фронт против социалистов.

Маховик "протестного голосования", раскручиваемый ПРАВОЙ оппозицией (прецедент, заслуживающий самого серьёзного рассмотрения!) в течение 4 лет, не оставил шансов леволиберальной коалиции, несмотря на её "макроэкономические заслуги". Левое правительство взяло на себя "карму" непопулярных шоковых реформ. Тем самым всё поле игры вокруг социальных издержек этих реформ было отдано на откуп правым национал-консервативным силам. Формировать новое правительство будет ФИДЕС-ВГП, единственная с 1990 года парламентская партия страны, ещё не "запятнавшая" себя участием в коалиционных кабинетах. Наиболее вероятным является союз фидесовцев с правой Независимой партией мелких хозяев (НПМХ) и ВДФ.

После выборов в Венгрии многие заговорили о "закономерном возвращении правых" к руководству в ряде бывших соцстран ЦВЕ, что, мол, "характерно для демократических стран Запада". Однако, как уже сказано выше, за этой "закономерностью" стоит скрытая логика конфликта геополитического масштаба. Речь идёт о неафишируемой борьбе США против европейских стран во главе с Германией за лидирующие позиции в обновляющейся Европе.

Венгрия стала очередным "рингом" для выяснения американо-германских отношений. Приход к власти в Будапеште проевропейских сил в лице ФИДЕС-ВГП "уводит" уже третьего натовского кандидата из зоны американского влияния. В двух других (Чехии и Польше) в последнее время также наблюдается значительное усиление сил прогерманской ориентации.

Ставки в этой политической игре достаточно велики. Не за горами принятие в НАТО новых членов: Польши, Чехии и Венгрии. И Германия торопится заполучить "новобранцев" в качестве союзников для строительства "новой системы европейской безопасности" на материке, желательно с минимальным "налётом атлантизма".




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)