Дата публикации: 20.05.1997 Источник: "Завтра" No: 20(181) |
2 апреля США предлагают Эстонии, Латвии и Литве заключить соглашение по обеспечению безопасности под названием "Американо-балтийский план действий".
4 апреля Дания предложила трем прибалтийским государствам план укрепления безопасности как "конкретное дополнение" к готовящемуся политическому соглашению между США и Балтией.
17 апреля В МИД Литвы начались закрытые двухдневные политические и военные консультации стран Балтии и Дании.
25-27 апреля В Эстонии прошла сессия Парламентской ассамблеи и Совета министров стран Балтии.
9-13 мая В литовских территориальных водах в Балтийском море прошли совместные учения ВМС Литвы и Дании.
Выступая на российско-американском саммите в Хельсинки, Ельцин сделал серию политических реверансов в адрес стран Прибалтики. Эти реверансы ("мол, не только русскоязычными будем теперь заниматься, но и обо всех позаботимся") были выполнены с присущей данному политику медвежьей грацией. Смешно, согласитесь, считать, что после всего случившегося за последнее десятилетие антироссийская элита Прибалтики, связывающая саму возможность своего существования с накалом антироссийских настроений на Западе, согласится на патронаж "русского медведя". К подобным пассажам сводятся все высказывания прессы и прибалтийских политиков. И резон в таких высказываниях есть. Переломить антироссийское умонастроение прибалтийской элиты фактически невозможно (что не очевидно в отношении самих народов региона). И если Клинтон сыграл с Ельциным в "тестовую игру" "мол, давай, Борис, включи свое обаяние по отношению к прибалтам, а я, если тебе удастся, откажусь от патронажа над регионом", то эта игра сродни той, которую вел пушкинский Балда с Бесом, это игра, где проигрыш согласившегося на соревнование партнера неизбежен. "Ты прыгни с десятого этажа, и если полетишь, аки птица, а не грохнешься камнем, я твои условия точно выполню".
Однако к играм с Россией натовские комбинации не сводятся. Суть расширения НАТО это не только игра против России, но еще и сложное выяснение отношений между Европой и США. Дело ведь не в том, расширять ли НАТО, а в том, как расширять, чтобы тебя не надули твои главные партнеры по расширению. США форсируют расширение потому, что, в противном случае, поглощение Восточной Европы Германией станет необратимым. Немцы настаивают на демилитаризованной зоне (робко, между прочим!), исходя из своих интересов: "мол, не дадите ли нам еще этот вкусный кусок пару лет беспрепятственно переваривать?". Не дадут. И робость немецкая связана с тем, что зависимость Германии от США пока настолько велика, что открыто играть против не будешь. Будешь улыбаться, лавировать и выторговывать то, что возможно. Таковы правила. И Ельцин ощутил их жесткость во время визита в Баден-Баден. Но жесткость правил не означает, что игра, ведущаяся по этим правилам, не является беспощадной игрой на жизнь или смерть в XXI столетии. Вот почему играющие стороны используют все возможности для того, чтобы, пугая друг друга русской угрозой, отхватывать от пирога расширения НАТО возможно большие куски в свою пользу. Характерный пример игра вокруг Прибалтики.
Клинтон говорит своим партнерам: Мы не можем слишком уж злить русского медведя! Видите, как я с ним удачно и осторожно играю, вырывая из его пасти Прибалтику? И дальше нужно так: обласкивать на словах и (хитро, не в лоб) обыгрывать на деле. А раз это надо делать не в лоб, давайте придумаем этакие особые технологии. На деле особые технологии способ увести север Европы из-под влияния Германии, которая никак не хочет отдавать этот лакомый для нее кусок натовского пирога. Немцы начинают вибрировать. И русские начинают вибрировать. А уж как прибалты начинают вибрировать так это просто диву даешься. А Клинтон грамотно использует эти вибрации по принципу сдержек и противодействий.
Прибалтика хочет в НАТО? Это немцев устраивает! И прибалтов очень даже устраивает. Но нельзя! Почему? Русские разозлятся.
Прибалтика может быть нейтральной? Это русских устраивает. И немцев это сегодня устраивает даже больше, чем вхождение Прибалтики в НАТО. Но нельзя! Почему? Мы не можем так обижать прибалтов! Видите, как они нервничают.
Стоп... А что же тогда можно-то? А можно, говорит Клинтон, и даже нужно, обмануть русских и ублажить прибалтов. Как? Следите внимательно за политическим фокусом!
Фокус оказался эффектным. Через полторы недели после Хельсинки пресс-секретарь Белого дома М.Маккери объявил, что сразу после саммита в Мадриде Клинтон, возможно, отправится в Копенгаген, где подпишет американо-прибалтийскую хартию по вопросам безопасности. Этот документ разрабатывался с осени 1996 года (!) и оформляет позиции США по отношению к прибалтийским государствам. Соглашение нацелено на "развитие отношений с Россией и интеграцию Латвии, Эстонии и Литвы в европейские институты".
Несмотря на такие тактические "пряники" клинтоновской хартии, как помощь в создании объединенного балтийского батальона и строительстве аэрокосмического центра слежения гражданского и военного назначения, прибалтийские лидеры не скрыли разочарования, увидев в хартии стратегический подрыв своего стремления к скорейшему вступлению в НАТО. Разочарование было столь велико, что к тактическим "пряникам" пришлось сразу добавить "стратегический пирог". США форсировали официальную поддержку "балтийскому плану действий", разработанному Данией. Этот план включает многое от координации экономической помощи до военного сотрудничества, и охватывает весь регион Балтийского моря, включая Швецию и Финляндию. Кроме того, Дания предложила Балтии создать ни больше ни меньше как "временную" альтернативную НАТО организацию "Копенгагенскую группу". Предполагается, что эта группа объединит страны, имеющие геополитические интересы в зоне Балтийского моря, прежде всего Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию, Великобританию и саму Данию. В начале лета 1997 года уже планируется провести учредительное заседание "Копенгагенской группы", которая будет затем (внимание!) "на регулярной основе содействовать вопросам безопасности прибалтийских государств".
Датский план как конкретное стратегическое дополнение к американо-балтийской хартии отчасти погасил недовольство политиков Прибалтики задержкой приема их стран в НАТО. Сразу же началось обсуждение новых перспектив. Посол США в НАТО Р.Хантер призвал правительства балтийских стран воспринимать хартию о безопасности и остроумный ход с "Копенгагенской группой" как первый шаг США на том переходном пути, в конце которого Балтия "обретет свое место в Европе". И тем не менее, председатель Сейма Литвы В.Ландсбергис провел еще несколько атакующих зондажей в США, Германии, Чехии и Венгрии. В США Ландсбергис заявил, что Вильнюс выступает за заключение с США двухсторонней хартии, в соответствии с которой США предоставили бы Литве "помощь в подготовке к вступлению в НАТО". Предложение было принято довольно сдержанно. Не попали в лузу и политические шары, запущенные в Германии, Чехии и Венгрии. Латвия повела себя тоньше и выбрала более чувствительного адресата. Во время визита президента Латвии Г.Улманиса во Францию речь в беседе с Ж.Шираком шла о подписании специальной хартии между НАТО (!) и всеми прибалтийскими государствами, не входящими в альянс, включая Финляндию и Швецию. Но и здесь зондаж не увенчался успехом.
После первых "ознакомительных" зондажей в Вильнюсе прошли закрытые консультации министров иностранных дел и обороны стран Балтии и Дании, где рассмотрено формирование совместного миротворческого батальона "Балтбат" и военно-морской эскадры "Балтрон" стран Балтии. 21 апреля Литва заявила, что Норвегия будет координировать строительство вблизи Каунаса Центра контроля воздушного пространства прибалтийских республик, отвечающего стандартам НАТО. Проект будет осуществляться при помощи США и некоторых западных государств.
"Предварительные итоги" обсуждения американо-датской инициативы подведены на 10-й Балтийской ассамблее, в которой, помимо делегаций Латвии, Эстонии и Литвы, участвовали представители государств Северной Европы и ЗЕС. Наряду с обсуждением создания Балтийского таможенного союза и пограничного режима, большое внимание было уделено интеграции Балтии в НАТО и ЕС. Суть итогового документа, принятого ассамблеей: позиция России не может отразиться на стремлении прибалтийских государств войти в НАТО. И в придачу яркий антироссийский жест делегаты, по инициативе Эстонии, исключили русский язык из числа официальных языков ассамблеи.
Американцы, с одной стороны, не дают прибалтам официальных обещаний их приема в НАТО и могут представить свою хартию как поводок для сдерживания интеграционного рвения прибалтов. С другой стороны, с 1995 года США последовательно создают систему контроля воздушного пространства Латвии, Эстонии и Литвы. Ее подключение к аналогичной системе, действующей в Швеции, в перспективе приведет к образованию единой системы контроля воздушного пространства региона. Создание такой системы и военное взаимодействие балтийских стран рассматриваются как предпосылка участия в более широких инициативах Североатлантического альянса. В этом плане показателен недавний договор НАТО с Польшей и Литвой, разрешающий пролет самолетов-разведчиков над территорией этих государств с дозаправкой на аэродромах в Вильнюсе и Каунасе. В результате в последние три месяца близ Калининградской области наблюдается повышенная активность воздушной разведки стран Североатлантического блока.
Итак, Прибалтика оказывается прочно вписана в структуру НАТО, причем именно тем способом, который нужен американцам. Регион перестраивается в виде некоего макрополюса и замыкается на Данию один из самых надежных интерфейсов США в Северной Европе. А по отношению к этим двум задачам перестройки Северной Европы и ее замыкания на нужный элемент спасение Прибалтики от "русского медведя" лишь кокетливый жест пока еще удачливого геоглобалистского фокусника.
Но столь ли велика удачливость и так ли безотказны фокусы там, где идет жесткая и беспощадная борьба за выживание? Понятно, что доброжелательные улыбки бебибуммеров арканзасского и лондонского разлива лишь маски, под которыми жестокий геополитический оскал и цепкая хватка. Но эти оскал и хватка из той же бебибуммеровской колоды шестидесятнических игр, где фокус ключ к победе, а технологическое изящество считается более эффективным, чем проявление стратегической воли и интеллектуальной масштабности.
Известно, что Норвегия готовила подобный датскому вариант поддержки стран Балтии, отвечающий уже не американскому, а немецкому пониманию того, как должна перестраиваться Северная Европа и как следует подключать ее к НАТО. Известно, что в Норвегии происходят весьма нехарактерные для этой благополучной страны эксцессы неонацистского характера. Сами эти эксцессы ответ США на претензии Норвегии и ее европейского патрона, ответ технологически изящный, но и только. В этом нет стратегии. Как нет ее в готовящемся турецкими военными очередном проамериканском перевороте. Тактические выигрыши ведут к накоплению стратегических издержек. И рано или поздно американская политика будет стоять перед выбором согласиться на потерю всей Европы и большей части Азии или начать "переоценку ценностей", как говаривал один немецкий философ прошлого века. И, наконец, увидеть там, где сейчас ей мнится лишь ободранный и дурашливо свирепый медведь свой последний и спасительный шанс на стратегическое выживание в беспредельно жестоком XXI столетии.
|