Эдуард Крюков
ДЛЯ КОГО ИНВЕСТИЦИИ?
Прошедший
сентябрь в России был буквально переполнен международными экономическими
форумами.
6-7
сентября в Якутске - экономический форум "Мегапроекты России".
8-11
сентября в Иркутске - V Байкальский
экономический форум.
12-13
сентября - IV Пермский
экономический форум "Новые метрополии: города, которые выбирают".
18-21
сентября в Сочи - VII международный
экономический форум "Кубань-2008".
И,
наконец, 30 сентября - 1 октября в Хабаровске - III Дальневосточный международный экономический форум.
Конечно,
все эти форумы проходят не первый год и были запланированы заранее. Но, судя по
представительности участников, а также тематике и громадью обсуждаемых
проектов, их нельзя назвать сугубо "протокольными". Тем более, что почти все
они прошли в Сибири и на Дальнем Востоке - в наших, скажем так, наименее
благополучных, с социально-экономической точки зрения, регионах.
Цели,
в общем, понятны. Эти форумы и создавались в конце 1990-х - начале 2000-х гг.
для привлечения внимания федеральной власти и инвесторов к проблемам
территорий, наиболее пострадавших от "демократических реформ". Тем более, что
эти территории, до сих пор озабоченные в основном собственным выживанием, -
такие "кладовые" природных ресурсов, которым позавидовала бы любая страна (что
и предопределило появление на каждом из сентябрьских форумов крупного "десанта"
представителей зарубежного бизнеса). А программу любого из перечисленных
форумов можно сформулировать одним коротким призывом: "дайте инвестиции!"
Большинство
субъектов Федерации за Уралом в официальных росписях - "дотационные",
"высокодотационные" и "депрессивные". Местных бюджетов, скупо пополняемых
"вливаниями" из Москвы, в том числе в рамках Федеральных целевых программ и
Национальных проектов, катастрофически не хватает даже на минимальное
поддержание элементарной инфраструктуры жизни - от водопровода до котельных. И
потому и региональные элиты, и местное население очень заинтересованы в
гигантских проектах, обозначенных в Концепции социально-экономического развития
России до 2020 года.
Логика
региональных надежд проста и понятна. Эти проекты, большинство которых
относится к сфере транспортной и промышленной инфраструктуры Сибири и Дальнего
Востока, привлекут в регионы крупные государственные инвестиции. Но их
реализация предполагается на жестких принципах частно-государственного
партнерства, подразумевающих, что 75% инвестиционной нагрузки возьмет на себя
бизнес. И потому даже сама реализация этих проектов решающим образом зависит от
того, насколько выгодные для инвесторов проекты сумеют представить и
аргументировать Москва и регионы.
Цифры
представленных на перечисленных форумах долгосрочных инвестиций очень даже
внушительные.
В
Якутии одобрена господдержка из средств Инвестфонда проекта "Комплексное
развитие Южной Якутии" ценой 17,6 млрд. долл. (доля частного капитала - 73%).
На
V Байкальском экономическом
форуме заключено 16 инвестиционных соглашений примерно на 12 млрд. долл.
(опять-таки, оговорено, что доля частного капитала составит 70%). Основное
содержание проектов - развитие транспортной сети, а также добыча и транспорт
нефти и газа. Здесь, в частности, китайские и японские инвесторы проявили
наибольший интерес к судьбе нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)
и его ответвлений, а также к строительству Северо-Сибирской железной дороги.
На
III Дальневосточном
экономическом форуме председатель Госдумы Б.Грызлов заявил, что бюджетные
вливания в рамках Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и
Забайкалья в 2009-2011 гг. превысят 12,6 млрд. долл. И что до 2025 года только
в Хабаровском крае намечено реализовать более 300 инвестиционных проектов общей
стоимостью порядка 120 млрд. долл.
Причем
на всех форумах главным рефреном в большинстве выступлений проходила фраза о "неуклонном
повышении инвестиционной привлекательности России".
Так
что, скоро в Сибири и на Дальнем Востоке понятие "депрессивный регион" уйдет в
прошлое? И прекратится отток населения, и улучшится демографическая ситуация, и
появятся новые рудники, промыслы и заводы? Хочется надеяться. Однако даже на
самих форумах, не предполагающих слишком откровенных критических выступлений,
прозвучало много тревожных вопросов.
Прежде
всего, и представители региональной элиты, и бизнесмены сетовали на отсутствие
у федерального Центра долгосрочного стратегического плана развития восточных
территорий России. Как сказал на Байкальском форуме один японский бизнесмен, "а
если мы эту Северо-Сибирскую железную дорогу построим, но по ней нечего будет
возить?!" Хабаровский губернатор В.Ишаев накануне открытия Дальневосточного
форума выразился более "политкорректно": "Регионы пока исключены из процесса
разработки стратегии... Сегодня практически каждая территория имеет свое
видение развития, проработала экономические перспективы, выстроила
приоритетность задач... Но хотелось бы увидеть российскую стратегию, чтобы в
нее вписаться".
Правительственные
чиновники в ответ ссылаются на наличие "Программы социально-экономического
развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". Однако сами же признают,
что эта программа устарела и не отвечает стоящим перед Россией задачам.
Не
случайно президент Д.Медведев во время своей дальневосточной поездки в конце
сентября 2008 года сделал публичный разнос членам правительства за задержку с
подготовкой Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока,
Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025
года, и заодно подчеркнул необходимость корректировки "Программы-2013". И не
случайно он же достаточно ясно обозначил "цену вопроса": "Ситуация на Дальнем Востоке тяжелейшая. Здесь очень
сложные ощущения: с одной стороны, красота, с другой стороны, убожество. Это
должно нас побуждать к ежедневной работе. Если мы не активизируем эту работу,
то мы, в конечном счете, можем все потерять".
Потерять что? Понятно, что! Значительную часть российских
территорий за Уралом, которые в своих экономических связях уже сегодня на 90%
ориентированы на страны АТР. Которые задыхаются от проблем, имеют "свое видение
развития" - и одновременно не видят общероссийской стратегии, "чтобы в нее
вписаться". А потому выстраивают свои "экономические перспективы", опираясь на
привлекательные инвестиционные проекты, в огромной степени ориентированные на
усиление связей, опять-таки, не с европейской Россией, а теми же странами АТР.
Но
это не единственный острый вопрос, который обсуждали участники форумов и
эксперты. Следующий вопрос звучал примерно так: даже если регионы получат в
достаточном объеме вожделенные инвестиции, хватит ли у этих регионов (и даже
вообще у всей России) для новых "великих строек" необходимой техники,
металлоконструкций, стройматериалов и, главное, профессиональных кадров нужного
качества?
Уже
с 2002-2003 годов многие российские компании, работающие на Дальнем Востоке,
начали активно нанимать (за отсутствием российских) китайских работников. А в
2007 году генподрядчики "Транснефти" не только наняли для строительства участка
ВСТО более 1500 китайских рабочих, но и закупили в Китае трубы. Как потому, что
это дешевле, так и потому, что ни материалов, ни кадров в регионе не хватает. А
по прогнозам ЮНЕСКО, уже к 2025 году население Дальнего Востока может
сократиться на треть, до 4,7 млн. человек. И это - на гигантский макрорегион с
территорией в несколько раз больше Европы!
И,
наконец, еще одна проблема, которая (чаще всего в кулуарах) присутствовала в
качестве одного из главных участников на всех перечисленных инвестиционных
форумах. Это - сползание мира (и России) в финансовый и, шире,
общеэкономический кризис. В условиях которого (даже без учета ожидаемого
заметного падения цен на наше экспортное сырье) инвестиционный потенциал
российского бюджета и основных корпораций, заинтересованных в приоритетном
развитии Сибири и Дальнего Востока ("Транснефть", "Газпром", "Роснефть", РЖД и
т.д.) неизбежно и сильно сократится.
Но
и на западные инвестиции в таких условиях (особенно на фоне охлаждения
отношений после войны в Закавказье) слишком рассчитывать не приходится. А ведь
при обсуждении "Концепции развития 2020", причем еще до кризиса,
подчеркивалось, что для выхода России на нужные "параметры роста" иностранные
инвестиции насущно необходимы.
И
тогда оказывается, что главные зарубежные инвестиционные деньги, которые могут
прийти в нашу страну, находятся в золотовалютных резервах и так называемых
"суверенных фондах" стран АТР и Ближнего Востока. Прежде всего - у Китая,
Японии и Южной Кореи, банки которых почти не играли в рискованные спекулятивные
игры, обрушившие финансовые системы США и Европы.
Так
от кого в итоге будет зависеть реализация "Концепции-2020", в которую пытаются
"вписаться" регионы? Для кого мы лихорадочно набираем инвестиционные проекты?
На чье развитие будут работать азиатские инвестиции в Сибири и на Дальнем
Востоке?
И
вообще, будут ли инвестиции и развитие?