Дата публикации: 26.11.1996 Источник: "Завтра" No: 50 |
9 ноября Правительство Свердловской области подписало постановление, в котором оговаривается выпуск расчетно-товарных чеков на сумму в 250 млрд. рублей.
14 ноября Министерство финансов Республики Башкортостан приступило к осуществлению проекта по выпуску новых внутренних средств платежа республиканских налоговых освобождений (РНО). Фактически речь идет о появлении в России еще одного заменителя денег.
20 ноября По мнению сотрудников российского Министерства финансов, российские еврооблигации, которые с 21 ноября начнут распространяться на рынках ряда зарубежных стран, проложат дорогу на Запад ничему иному как... ценным бумагам российских региональных правительств, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга!
27 ноября Вдохновленный именно примером федеральных еврооблигаций в поездку по западным странам отправился первый вице-премьер Татарии Равиль Муратов.
29 ноября Московский муниципальный "Банк Москвы" получил статус генерального платежного агента по обслуживанию... московского (!) внешнеоблигационного займа. Ожидается, что такой валютный заем на сумму 500 млн. долларов будет зарегистрирован уже в январе 1997 года.
30 ноября При администрации Челябинской области создана рабочая группа, которая должна дать экспертное заключение о распоряжении областного руководства по самостоятельной "региональносуверенной" эмиссии ADR или еврооблигаций.
На фоне завершающихся дебатов по бюджету 1997 года и титанических усилий правительства по получению очередных траншей МВФ российские регионы успешно продолжают строить базу своей экономической самостоятельности. И процесс этот приобретает сегодня все более очевидные национальные и региональные черты. Так, можно уже достаточно определенно сказать, что "великолепная десятка" (то есть сообщество российских регионов-"доноров") строит свою самостоятельную политику на основе финансовой независимости по формуле "самоопределение вплоть до эмиссионного отделения". Заметим, что на долю именно этих 10 субъектов федерации приходится 60 процентов всех поступлений в бюджет. К числу таких сильных регионов относятся Москва, Ханты-Мансийский АО, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Самарская, Московская, Челябинская, Омская, Свердловская области, Краснодарский край.
Мы уже обращали внимание на сей прискорбный регионально-эмиссионный факт и его несоответствие сегодняшним мировым интеграционным тенденциям. Напомним еще раз, что право и монополия на денежную эмиссию являются одним из важнейших атрибутов государственной власти, ее, если можно так выразиться, "почти сакральным" финансово-государственным "ядром". Тем "сущностным ядром", без которого не может существовать государство и которое, следовательно, должно являться особо защищенным, "государственно сберегаемым".
Пример тому Германия конца девятнадцатого начала двадцатого века. Именно за счет искусной финансовой политики и введения единой денежной единицы Бисмарку удалось, наконец, создать единую Германию из сотни самостоятельных княжеств. Тем не менее российское правительство, продолжая свято отстаивать рекомендации МВФ по задавливанию инфляции за счет недоэмиссии, продолжает усугублять ситуацию. Сегодня, по оценкам экспертов, различные суррогаты денег обслуживают... от 70 до 80 процентов хозяйственного оборота страны!
При этом необходимо отметить еще и качественное приближение самих суррогатов к полноценной "деньге". Так, если в начальный период процесса это были клиринговые (безналичные) взаимозачеты, облигации и векселя ограниченного хождения, то новоявленные "россельки" и "золотые карточки" Нерюнгри уже успешно осваивают сферу традиционно денежных расчетов покупка товаров в магазинах, коммунальные платежи. Кстати, Россель начинает выплачивать дотации на детей товарными чеками достоинством в 61 тыс.руб, снабженными несколькими степенями защиты.
Можно, конечно, возразить, что все эти потуги местных властей не имеют под собой реальной финансово-экономической основы, или, говоря словами одного популярного персонажа известного фильма: " У нашего атамана золотого запасу нэма". Однако прежде всего следует констатировать, что мировая и отечественная история знают случаи, когда внутри государства успешно обращались и необеспеченные средства платежа, например, во времена Парижской Коммуны или нашего недалекого прошлого. Могут возразить, что подобное было, возможно, только в осажденном, а значит, изолированном от остального финансового мира Париже или же за советским "железным занавесом". И что при хождении в регионах двух валют нормальной общероссийской конвертируемой и региональной "ублюдочной" любой нормальный человек выберет первую. Но оппоненты такого типа моделируют поведение своих сограждан, исходя из собственной столичной и привилегированной потребительской корзины. Они не учитывают того, что потребление среднего россиянина не предполагает приоритетности поездок на Багамы и покупки дорогой одежды от Пако Рабана. Ему нужны предметы первой необходимости и те продукты питания, которые обеспечивают элементарное выживание. Не до импортного жиру ему уже, господа! Быть бы живу. А денег живых денег нет! И тут региональные денежные суррогаты оказываются куда как кстати.
Кроме того, сжатие эмиссии и произвол самодостаточных московских банков огораживает российскую провинцию барьером хотя и незримым, но ничуть не менее плотным, нежели советский "железный занавес" или стены окруженного армией коммунарского Парижа. Поэтому суррогаты не только нужны для компенсации невыплаченных зарплат. Они в сложившихся условиях почти безальтернативны. А на сегодняшний день уже существует ряд наиболее "приближенных" республик и регионов (тот же Екатеринбург), имеющих собственные золото-валютные резервы на основе федеральных договоров с центром или добивающихся возможности иметь свой залоговый запас в золоте и драгметаллах и права размещать его в третьих странах (например, Санкт-Петербург).
Практически до последнего времени на пути легализации местных заменителей в качестве полноценных средств платежа оставался только один барьер их признание в качестве международного средства платежа. И, похоже, первый шаг на этом пути уже сделан. Им стал выпуск евробондов, или, как их уже нарекли злые языки с учетом фамилии министра финансов "ливров". Сам по себе выпуск евробондов ничем не плох. Наоборот, успешное проведение этой программы даст возможность правительству решить ряд насущных экономических проблем, получив относительно дешевые деньги западных инвесторов, причем без всяких политических оговорок.
Настораживает другое сами государственные чиновники говорят, что их реализация откроет путь для широкомасштабного запуска аналогичных региональных программ. Более того, начать свои собственные программы "ливров" уже готовы мэрии Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, ряда национальных республик. Так что для них построение финансового базиса самостоятельности можно считать почти законченным. Осталось наработать устойчивые международные финансовые связи, получить международное признание и свободное хождение своих денежных единиц, а уж как они в конце концов будут называться вопрос второстепенный.
Для выхода на международную арену у российских регионов есть не только желание, но и реальные возможности. На прошедшей в конце ноября в Москве международной конференции "Экономический форум регионов Европы" премьер предлагает активнее налаживать практические связи с зарубежьем, регионам-донорам сулит помощь в контактах с заграницей. В то же время нельзя не отметить, что внутри российской исполнительной власти все четче обозначается весьма болезненное для российской державной оппозиции противоречие по части регионализации финансов. В то время как Черномырдин (фигура вроде бы приемлемая для оппозиции) дает подобной регионализации "зеленую улицу", руководитель президентской администрации Чубайс (этот "инфан терибль" нашей Государственной думы) по крайней мере декларирует (а в чем-то даже реализует) мероприятия, сдерживающие экономические нововведения регионов по части суверенных финансов. В заявленную им систему надзора федерального Центра за "региональными княжествами" входит запрет на самостоятельность регионов во внешнеэкономической деятельности и жесткий контроль за финансовыми потоками, циркулирующими между Центром и регионами.
Такое парадоксальное несоответствие идеологической и психологической приемлемости и выдвигаемой централизаторской политики может сыграть в нынешнем политическом процессе достаточно зловещую (и, возможно, хорошо уже учтенную) роль. Добавим к сказанному, что все вроде бы централизаторские утопии Чубайса весьма двусмысленно растянуты по временным срокам. Так, им планируется взять под контроль Центра циркуляцию финансовых потоков... не раньше, чем через полтора года! А что произойдет за это время?
Пока суть да дело, Уральская республика уже создала свою таможню! И внешне как бы с самыми безобидными и даже патриотическими намерениями защитить местных производителей мясной продукции от засилья "ножек Буша". Однако не прячется ли за пресловутыми "ножками" и показным патриотизмом начиненная динамитом регионального эгоизма идея разрушения единого таможенного пространства России? И так ведь, между прочим, далеко не слишком стабильного!
Возможно, нам скажут, что нет необходимости заранее бить в набат из-за все более финансово-сепаратистской политики, проводимой, кстати, самим центральным правительством. Да и стопроцентной уверенности в сознательно злонамеренных действиях региональных элит пока в общем-то нет, хотя имеются весьма тревожные симптомы и данные. Однако развертывающаяся в регионах тенденция к суррогатно-финансовой суверенизации... Не есть ли это, говоря словами классиков, тот достаточный базис, который делает возможной и независимую политическую надстройку? И где тогда гарантии, что появление самодостаточных региональных финансовых систем не повлечет за собой вскоре и появление политических границ между суверенными российскими княжествами?
|