Дата публикации: 14.01.1997 Источник: "Завтра" No: 2(163) |
23 декабря Нефтяная компания "ЮКОС", вторая в России по объему добычи, перешла в собственность финансовой группы "Менатеп".
1 января Первые тонны бакинской нефти пошли по российскому нефтяному маршруту через Чечню. Полная реконструкция нефтепровода будет завершена к концу нынешнего года.
2 января В Японском море затонул танкер "Находка", везший из Китая в Петропавловск-Камчатский 19 тыс.т. мазута.
9 января Участники чеченской предвыборной кампании заявляют о том, что Чечня никогда не вернется в состав России.
10 января По данным Минтопэнерго, договор о транспортировке нефти через Чечню будет заключен в ближайшее время.
13 января В Тюменской области при минимальной явке населения в автономных округах одержал победу нынешний губернатор. Тюменские власти обвиняют нефтегазовые компании, в частности "Газпром", в нагнетании ненецкого сепаратизма.
Трагические события в Японском море, гибель российского танкера, трагическая судьба его капитана, экологическая катастрофа у берегов Японии невольно высветили одну из самых горячих проблем российской экономики нефтяную. О стратегической важности Камчатского региона для России говорилось очень много, но обстоятельства рядового, в сущности, факта поставки в регион жизненно необходимого мазута, попавшие в поле зрения исключительно благодаря его драматическому завершению, невольно наводят на грустные размышления.
Во-первых, сам факт поставки стратегического сырья из иностранного государства в страну, у которой своей нефти в избытке, а нефтеперерабатывающие заводы загружены на 50 % мощности. Конечно, международная интеграция, экономическая целесообразность..., но где же госрезервы? они к моменту катастрофы оказались целиком выработанными, и теперь приходится в срочном порядке закупать 30 тыс. тонн мазута в Японии. Деньги на это сразу нашлись.
Во-вторых, относительно закупок мазута в Китае. Действительно, китайский мазут дешев и его много. Связано это с низкой глубиной переработки нефти на китайских НПЗ из-за их технической отсталости. Но ведь нефть в Китай поступает из России. Экспортируя в Китай нефть, мы затем импортируем отходы ее переработки мазут? Вряд ли такой реэкспорт вошел в стоимость конкретных экспортно-импортных контрактов.
Наконец, странные, по мнению экспертов, обстоятельства катастрофы она произошла в районе, где несколькими днями раньше загорелся и затонул российский рыболовецкий сейнер. Моряки с танкера "Находка" тоже говорят о некоем взрыве, после которого танкер разломился и затонул. Так что трагедия в Японском море ставит куда больше вопросов, чем дает ответов.
Почти одновременно с катастрофой произошли еще два не столь громких, но весьма примечательных события в жизни российского нефтяного комплекса. Речь идет о полной приватизации частными финансовыми структурами двух крупнейших нефтяных компаний "ЮКОС" и "Сиданко". Всех нас можно поздравить с завершением приватизации нефтяного комплекса страны. Именно поздравить, ибо большинство граждан России от своего основного экспортного богатства нефти все равно ничего не получали, но крови своей в необъявленной нефтяной войне пролило немало одна Чечня чего стоила, не говоря уж о "тихих разборках" и заказных убийствах.
Как это обычно и бывает, сам факт приватизации после всех шумных баталий и кровавых стычек прошел скрытно, по-семейному. Собрались крутые дяди и полюбовно договорились. Как в знаменитой игре в три наперстка вот он, нефтяной шарик, одним наперстком накрыли, туда-сюда переставили, а теперь угадай где он. И все по-честному, по закону, все на ваших глазах. И все довольны и все молчат ведь по-честному же, на ваших глазах.
Два края России: Чечня, берущая под свой контроль экспортный нефтетранзит, и танкер, тонущий в Японском море.
А посередине богатейший нефтяной комплекс, приватизированный по частям на корню. И нефтяные компании, перекраивающие под себя административную карту России и не платящие налоги в бюджет. И суверенные губернаторы автономных сибирских округов, рвущиеся в нефтяные шейхи. И мерзнущее, сидящее впотьмах население. И голодная армия. И правительство, неспособное собрать налоги, проконтролировать границы и вывоз стратегического сырья, прекратить бегство нефтедолларов, но бессильно болтающее при этом о "бюджетах развития".
|