Марина Волчкова
Миграция
и интеграция
Как известно, в 1992 году
смертность в России впервые после 1944 года превысила рождаемость. За счет
естественной убыли (то есть, ежегодного превышения числа умерших над числом
новорожденных) население России сократилось, по данным Росстата, с 149,2 миллионов человек в 1991 году до 142,3 в 2008-м. При этом демографические потери не
являются равномерными. В то время как русское население убывает, нерусское,
благодаря высоким показателям рождаемости, увеличивается.
Анализируя
демографический кризис, необходимо учитывать не только собственно
демографическую, но и социально-культурную компоненту. Потеря советской
идентичности ударила по всем народам бывшего СССР. Но по русским в каком-то
смысле, больнее всех. Русские, выступавшие в течение длительного времени как
государствообразующая нация и заплатившие за эту свою роль высокую цену, с
потерей Советской империи оказались особенно дезориентированы. В
постперестроечные годы среди русского населения катастрофически нарастают
показатели наркомании, пьянства, суицида и т.п.
Помимо основной травмы
потери страны тут сказалось воздействие и других факторов. Именно русским был
предъявлен "счет за коммунизм". Именно русские составляли основное население
территорий, связанных с ВПК, тяжелой промышленностью и пр., которые после
распада Советского Союза превратились в депрессивные зоны. Именно русские
оказались в массовом порядке вытеснены с отделившихся союзных окраин.
Благодаря иммиграционному
притоку в Россию этих русских, вытесненных (или уехавших добровольно но ведь
не от хорошей жизни!) из бывших советских республик Средней Азии, Кавказа и
Прибалтики, сокращение численности российского населения оказалось отчасти
скомпенсировано. За 15 лет, с 1992 по 2007 год, иммиграция "восполнила" 4,3 миллиона
человек естественной убыли (без этого "восполнения" приведенные цифры Росстата
перевалили бы за 11 миллионов). Однако к настоящему моменту поток русских иммигрантов
уже иссяк, а программа по репатриации в Россию русских, оставшихся за рубежом,
безнадежно провалена.
По прогнозам демографов, в
ближайшие годы нынешняя тенденция ежегодного сокращения трудоспособного
населения страны примерно на 1 млн. человек сохранится, и к 2025 году Россия
потеряет 19 млн. работников. Эти рабочие места должны будут занять (и уже
занимают) мигранты.
Как сообщил глава
Федеральной миграционной службы К.Ромодановский, сейчас в России порядка 10
миллионов нелегальных и легальных мигрантов. Этот миграционный поток уже в
значительной степени нерусский. В 2008 году основу миграционного потока составляют
граждане Узбекистана (17,5%), на втором месте граждане Китая (15,5%), затем
Таджикистана (14,6%) и Украины (12,2%).
На
сегодняшний день Россия является второй (после США) страной мира по числу
прибывающих мигрантов. Следствием таких масштабных перемещений мигрантов
является нарастающая в обществе этнокультурная и этноконфессиональная мозаика. И
вопрос о глубокой подлинной интеграции "этнически разнообразного" населения
встает со всей остротой.
После
того, как идеократическая модель сосуществования различных народов на
территории СССР (советская идентичность) оказалась сломана, было много
разговоров о том, что "время больших идеологий в прошлом", "никаких новых
идеократий", и что в вопросе об интеграции разноэтнических элементов в единое
общество нужно следовать "подходам цивилизованных стран".
Таких
подходов, по большому счету, всего два: ассимиляция, или "плавильный котел" (когда различные
этнокультурные и этноконфессиональные элементы вливаются в принимающую базовую
культуру) и мультикультуральная модель (когда основные культурные различия
мигрантов сохраняются). Проблема заключается в том, что оба эти подхода,
предлагаемые России в качестве "рецепта", демонстрируют сегодня свою
несостоятельность.
Ассимиляционная модель
доминировала в США. Прибывшие должны были как бы "переплавляться", принимать
американскую идентичность. В последние годы иммигрантский поток резко
увеличился: в США ежегодно проникает 1 миллион нелегалов из Мексики, а всего в
стране 11 млн. нелегальных мигрантов. Но при этом "котел" уже "не плавит":
мигранты живут обособленными анклавами, не хотят легализации (тогда надо
платить налоги), не учат английский язык. А испаноязычные мигранты даже требуют
официального статуса испанского как второго государственного языка.
Эксперты указывают, что к
2050 году белые жители США будут составлять лишь 47% населения, а доля
латиноамериканцев возрастет до 29%. Уже сейчас "испаноязычные" обошли
афроамериканцев, став крупнейшим меньшинством. С.Хантингтон в книге "Кто мы?
Вызовы американской национальной идентичности" (2004 год) бьет тревогу по
поводу нарастающей дезинтеграции американского общества. По его словам, игнорирование
испаноязычной иммиграции чревато распадом общества "на две культуры (англо- и
испаноязычную) и два языка".
Французская модель ассимиляции
столкнулась с сопротивлением мусульман, отстаивающих свою исламскую
идентичность в ущерб общенациональной идентичности. Сейчас во Франции десятая
часть страны населения мусульмане, а через 15 лет 30% французского населения
будет арабского происхождения. "Дело о платках-хиджабах" в 2004 году и погромы
в пригородах Парижа в 2005-м и 2007-м показывают, что проблема обостряется.
Но единственное, что пока предлагается, это ограничение миграции.
Канада выбрала "мультикультуральную"
модель интеграции во многом для того, чтобы сгладить остроту квебекского франкофонного
сепаратизма. Было провозглашено равенство английского и французского языков,
принят закон о многокультурности. Однако эта модель, поначалу разрекламированная
либеральными кругами западных стран с большой помпой (Великобритания официально
взяла курс на мультикультурализм в 1997 году, Германия в 1998-м), быстро
утратила кредит доверия.
24 августа 2006 года
правительство Великобритании заявило, что "политика мультикультурализма привела
в стране к возникновению сегрегации по национально-культурному и религиозному
признаку, поставила под угрозу единство нации и подорвала устои гражданского
общества".
Таким
образом, обе западные модели: и ассимиляционная, и мультикультуральная, уже
не отвечают современным вызовам. Тем не менее, российские этносоциологи
продолжают настойчиво обсуждать, к какой из этих моделей должна стремиться
Россия.
А
тем временем, за неимением внятной модели отношений с иноэтническими группами
мигрантов, в стране возникают весьма своеобразные "низовые инициативы". В мае 2008 года сопредседатель Совета
муфтиев России Нафигулла Аширов предложил создать в крупных городах гетто для
этнических меньшинств. Гетто, по мнению Аширова, должны обладать
всей инфраструктурой магазинами, школами, детскими садами (чтобы не надо было
выходить за его пределы) и хорошо охраняться собственной милицией. Этакие
"государства в государстве" как ответ на "бездействие власти" в межэтнических
конфликтах.
Отсутствие
продуманной политики
в отношении мигрантов отражает, по большому счету, более крупную проблему. В
нынешней России нет внятной и убедительной для всего населения модели
межнациональных отношений. Кто является государствообразующим субъектом?
По-прежнему русские? Однако, на фоне нарастания доли иноэтнических групп в
населении, признать за русскими право на сохранение этой роли в постсоветской
России готовы отнюдь не все. Отсюда появление специфических проектов.
Еще в 2001 году был
обнародован проект, в соответствии с которым России необходим "русский ислам"
укорененный в русской культурной почве, преданный российской государственности,
использующий русский язык как язык межнационального общения (дабы таковым не
стал арабский) и даже как богослужебный язык. Но совсем откровенно авторы
проекта изложили свою позицию в многочисленных статьях и выступлениях, суть
которых сводилась к следующему.
После распада СССР
русские ослаблены настолько, что не могут более удерживать в своем поле
инокультурное население. Как заявлял один из авторов проекта, С.Градировский,
"русскость стала настолько слабой закваской, что нуждается в ряде других
идентификационных подпорок. Все это, конечно же, проявление исторической
дряхлости..." В отличие от русских, мусульмане, по Градировскому, не дряхлая, а
полная энергии часть российского общества. А потому, мол, в условиях деградации
собственно русского сегмента именно исламский сегмент российской культуры
способен в недалеком будущем превратиться в основную и направляющую силу нашего
общества. Но, как пояснил Градировский,
проект вовсе не предполагает массового перехода немусульман в ислам. Речь о
том, что исламской должна быть элита России вот тогда у страны, якобы,
появится шанс на возрождение.
Такие
рассуждения в духе Льва Гумилева об "исторической дряхлости" русских и утрате
ими пассионарности звучат давно. Но есть бесспорный исторический факт: русские
создали и держали огромную империю. Однако держали они эту империю и
монархическую, и советскую лишь потому и постольку, поскольку именно русские
вовлекали все народы этой империи в развитие, и поскольку это самое развитие от
русских было неотчуждаемо. И лишь когда развитие ставилось под сомнение всей
своей массой наваливались межэтнические конфликты.
Так
что будет реальное развитие найдутся и те или иные (но в России всегда особые
и всегда идеократические) способы решения межэтнических проблем. Вопрос в том,
будет ли развитие...